Who killed Major “Batman”?

Who killed Major “Batman”?

Кто убил командира «Бэтмена»?

 

Пьер Сотрей
Статья была опубликована во французской газете L’Obs (Nouvel Observateur) 23 июля 2015 года

Несколько месяцев назад «L’Obs» встретился с одним из лидеров пророссийских сепаратистов. Расследование его убийства раскрыло масштабную схему нелегальной наживы на гуманитарной помощи из России. Её следы ведут в Москву.

1 января 2015 года на востоке Украины военный командир Александр Беднов, по прозвищу «Бэтмен», и его шесть охранников попали в засаду. Их жестоко расстреляли. Убийцы оставили после себя две разбитые машины и семь трупов. Впечатляющее убийство человека, который знал слишком много.

С мая 2014 года на Донбассе происходит война между украинской армией и пророссийскими сепаратистами, которых поддерживает Москва. С августа 2014 года Россия в открытую отправляет на подконтрольные сепаратистам территории гуманитарные грузы, предназначенные для гражданского населения. В то же время, НАТО и ЕС обвиняют Россию в том, что под видом гуманитарных грузов сепаратистам отправляют военную помощь и оружие.

В убийстве одного из самых влиятельных военных командиров пророссийских сепаратистов виновны вовсе не украинцы. Это сведение счетов – финал внутренней борьбы, длившейся многие месяцы между Александром Бедновым и Игорем Плотницким, другим лидером «ЛНР». Плотницкий, лидер батальона «Заря» с большим брюхом, был избран главой «ЛНР» в ноябре 2014 года во время пародии на референдум. На выборах он одержал победу над «Бэтменом». С тех пор Игоря Плотницкого считают «человеком Кремля» в Луганской области. Но, кроме политики, конец командира «Бэтмена» ускорили некоторые финансовые игры.

«У “Бэтмена” были доказательства причастности Плотницкого к различным схемам, в частности и к нелегальной наживе на гуманитарной помощи. Именно за это он и поплатился жизнью», – рассказывает Юрий Б. в своей маленькой квартире в Санкт-Петербурге. Этот 60-летний россиянин был одним из советников «Бэтмена». Он вернулся в Россию после 6 месяцев пребывания в Луганске, опасаясь за свою жизнь.

«Мы не были ангелами, все пророссийские батальоны занимались рэкетом на местных предприятиях и использовали различные преступные схемы для собственного финансирования», – признается он. «Это была такая форма анархического налога». Сепаратистские регионы являют собой настоящий криминальный анклав с самого начала войны в Украине. Здесь свой бизнес, свои правила, и, конечно же, свои криминальные «крестные отцы».

По словам Юрия Б., Игорь Плотницкий являлся «крестным отцом» Луганска. «Всем было известно, что Плотницкий занимался нелегальной наживой на гуманитарной помощи в регионе. В октябре 2014, «Бэтмен» поручил мне собрать информацию об объемах этого трафика», – продолжает рассказывать он. Бывший следователь криминальной полиции в Санкт-Петербурге, Юрий Б. быстро приступил к делу, пользуясь многочисленными связями в луганской милиции. «Цифры были впечатляющими: шла речь о суммах в несколько миллионов долларов», – продолжает он. Итоги этого расследования повлекли за собой желание «Бэтмена» и его людей любой ценой сбросить Плотницкого.

В ноябре 2014, когда Плотницкого «избрали» Президентом «Луганской народной республики», «Бэтмен» вышел на контакт с двумя «хозяевами войны» в регионе – казацким атаманом Павлом Дремовым и Алексеем Мозговым. Их общей целью был мятеж против Плотницкого. Они заручились поддержкой нескольких тысяч бойцов и считали, что этого достаточно.

Публикуя некоторые элементы расследования, они надеялись устранить Плотницкого. 29 декабря 2014 года Павел Дремов обнародовал видео с названием «Плотницкий, в отставку!», где возмущенно заявляет: «Из десяти гуманитарных конвоев народ не получил ни одного! Всё было продано!» Через три дня «Бэтмен» умирает от многочисленных пулевых ранений. «После этого убийства люди Плотницкого проводили обыски на наших базах, они изъяли все собранные нами документы», – рассказывает Юрий Б. «Не осталось ничего».

С августа 2014 года российское правительство отправило на Донбасс тридцать гуманитарных конвоев, что составляет примерно 20.000 тонн пищевых продуктов, медикаментов, бензина и стройматериалов. Эти грузы очень быстро превратились в инструмент московской пропаганды. Белые грузовики бесконечно показывали по всем государственным каналам, стремясь продемонстрировать, что Россия является единственным государством, которое пытается спасти жителей Донбасса от «геноцида», организованного «фашистами из Киева» и их западными союзниками.

«Эта операция является в первую очередь политической, мы пытаемся держаться как можно дальше от этого», – рассказывает член Международного комитета Красного Креста, который находится с миссией на Донбассе. Он уточняет, что конвои с России содержат огромные объемы помощи жителям Донбасса – они значительно превосходят помощь, которую привозят гражданские организации.

 

Куда идет гуманитарная помощь?  

Официальные представители пророссийских сепаратистов в Донецке утверждают, что от гуманитарной помощи из Москвы зависят примерно 400 тысяч человек. Они утверждают также, что эту гуманитарную помощь «технически невозможно» использовать не по назначению. В то же время, большое количество жителей говорят, что никогда этой помощи не видели.

Комплектацией и отправлением гуманитарных грузов на Донбасс занимается Министерство чрезвычайных ситуаций РФ. Официальный спикер министерства, Алексей Вагутович, в телефонном разговоре вышеупомянутый факт отрицает, утверждая, что такие слухи распространяют «злые языки». В то же время, он признает, что Москва никоим образом не контролирует распределение гуманитарной помощи на Донбассе: «Наша единственная миссия состоит в том, чтобы эти грузы доезжали в Донецк и Луганск». Остальное же – на совести местной сепаратистской власти. Вероятно, именно здесь и начинаются злоупотребления.

Яна Коцюруба знает систему изнутри. С октября 2014 г. по январь 2015 г. она работала в социальной службе сепаратистов в Луганске. «Моя роль состояла в том, чтобы собирать запросы населения о помощи и передавать их в Министерство социальных дел ЛНР», – тихим голосом рассказывает молодая женщина во время нашей встречи в одном из парков города. «Несмотря на большие запасы на складах, раздача помощи происходила нечасто», – продолжает она, – «только те люди, которые тихо приходили к нам в администрацию, получали упаковки. Кто не мог прийти – не получал ничего. И в это же время продукты, которые мы должны были бы раздать, начали появляться на рынках и в магазинах Луганска».

С осени 2014 сепаратисты «национализировали» часть магазинов и рынков. По словам Яны Коцюрубы, именно с того момента и началась масштабная продажа гуманитарной помощи. Согласно документу, опубликованному 21 мая на сайте «Информатор-Луганск», в национализированных магазинах ЛНР продавали даже те продукты с гуманитарных грузов, у которых истек срок годности.

 

Русский след

Капитан Роман О. («Пластун») также участвовал в расследовании «Бэтмена» насчет Плотницкого. Этот казак со сломанным носом – один из немногих бойцов батальона «Бэтмена», которым повезло уцелеть во время «чисток». На сегодняшний день он остается командиром примерно сотни людей. Часть гуманитарной помощи, использованной не по назначению, составляет «до 50% от общего количества», – шепотом сообщает он, когда мы остаемся с глазу на глаз, вдали от посторонних взглядов. «Пластун» утверждает, что эти продукты с гуманитарных конвоев легко найти в продаже на подконтрольной сепаратистам территории, а также в Украине, куда их поставили контрабандой.

Гуманитарная помощь часто стает добычей «хозяев войны» в зонах конфликтов. В то же время, если поверить словам «Пластуна», ситуация на Донбассе значительно отличается. Мужчина обвиняет российских политиков в том, что они напрямую вовлечены в эти грязные дела.

«Часть доходов от нелегальной продажи возвращается в Россию, в карманы тех же должностных лиц, что организовывают отправление гуманитарных грузов», – утверждает он. Это невозможно проверить, но «Пластун» настаивает, что знает об этом «из первых рук». Он считает, что приказ убрать «Бэтмена» пришел напрямую из Москвы.

«Пластун» настаивает, что ответственность за убийство командира лежит на российском полковнике по имени Евгений Вагнер. В сентябре 2014 Вагнера назначили заместителем командующего Объединенной группы войск по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона РФ. Почему полковник оказался на востоке Украины? Вероятно, речь идет о «договоренности». С ноября 2014 года многочисленные пророссийские группы в Луганской области, находящиеся в оппозиции к Плотницкому, были принудительно разоружены. В разговоре все они указывают на полковника.

«Я встретил Вагнера и его людей в феврале», – рассказывает «Пластун», «я спрашивал у него, не его ли люди стоят за убийством моего командира. Он промолчал. Признался, правда, что решение убрать «Бэтмена» было принято на высшем уровне в Министерстве чрезвычайных дел РФ».

Кто отдал приказ? «Я не боюсь смерти, но у меня есть семья, и я знаю, что эти люди способны на все», – отвечает «Пластун», когда ему задают этот вопрос. «Я хочу только сказать, что незаконная продажа гуманитарной помощи в таких масштабах была бы невозможна без соучастия российских должностных лиц», – продолжает капитан. Мы не смогли найти доказательств, подтверждающих эти обвинения.

Павел Дремов, находящийся в родном Стаханове в 50 км от Луганска, поддерживает версию Юрия Б. и «Пластуна»: «Мы передали документы о Плотницком людям “Бэтмена”. Я считаю Плотницкого предателем». Дремов утверждает, что у него еще остались доказательства, но не хочет их обнародовать: «Я не хочу, чтобы наши враги использовали эту информацию для дискредитации нашего общего дела». Если бы они были обнародованы, огромный пласт российской пропаганды рассыпался бы на глазах. К тому же, смерть «Бэтмена» поставила Дремова на место.

Алексею Мозговому повезло меньше. Много месяцев назад «Пластун» поделился своими опасениями, что Мозгового может ожидать судьба «Бэтмена» – и не ошибся.

23 мая 2015 года в 17.50 Мозгового и его охранников убили недалеко от Луганска. В своем последнем интервью британской газете The Independent Мозговой утверждал, что получал угрозы. Кто хотел его смерти? «Те, кто не хотел, чтобы прекратился поток денег в их карман».

Поделиться в соцсетях

Twitter

Who killed Major “Batman”?

Who killed Major “Batman”?

Who killed Major “Batman”?

By Pierre Sautreuil (Le Nouvel Observateur)

A couple months ago, the French newspaper “l’Obs” met the pro-Russian separatist leader, Alexandr Bednov; also know by his nickname, “Batman”. Their investigation into his murder may reveal a huge influx of humanitarian aid, which could be traced back to Moscow.

On January 1, in Moscow, Alexandr “Batman” Bednov and six of his security guards were ambushed and killed in the south of Luhansk. Their murderers left two car wrecks and seven corpses behind. This is allegedly a dramatic murder of a man who knew too much.

Since May 2014, the Ukrainian army and pro-Russian separatists – from the self-proclaimed People’s Republics of Luhansk and Donetsk, the LPR and DPR respectively, supported by Moscow – have been at war. Since August 2014, Russia has openly sent humanitarian aid to the occupied areas. Furthermore, NATO and European Union have accused Russia of covertly providing military assistance to separatists.

However, Ukrainians are not responsible for the high-profile murder of the man who was considered one of the most powerful pro-Russian leaders in eastern Ukraine. This deadly shootout is the result of a month-long internal struggle between Bednov and pro-Russian leader Igor Plotnitsky. Leader of the Zarya (in Russian “dawn”) Battalion, Plotnitsky won a November 2014 election – which many in the international community along with Ukraine deemed illegitimate –and became head of the LPR. Since then, Igor Plotnitsky has been unanimously considered the ‘Kremlin’s man’ in the Luhansk’s region. Bednov wanted to run for presidency, but was held at gunpoint when he tried to register his candidacy.

Beyond political considerations, significant financial issues may have hastened Bednov’s demise.

“Batman had relevant evidences of Plotnitsky’s involvement in various trafficking, including significant misappropriation of humanitarian aid. This is the reason why he was killed,” said Yuri B. in his small Saint Petersburg flat. Before Bednov’s death, Yuri, a Russian aged 60, had been one of Bednov’s advisors. Fearing for his life, Yuri returned to Russia after spending six months in Luhansk.

“We are not angels. Every single pro-Russian battalion racketed local firms and was engaged in trafficking for financing as an anarchic form of tax,” he admits, De facto, separatist areas have been forming a genuine criminal enclave with businesses, gang-style shootouts and, of course, so-called ‘godfathers’ since the beginning of the war in Ukraine.

According to Yuri B., Plotnitsky may be Luhansk’s ‘godfather’. “Everybody knew that Plotnitsky was trafficking humanitarian aid in the area. In October 2014, Batman gave me the responsibility to recollect information on trafficking scoop,” added Yuri. As a former inspector of the criminal police of Saint Petersburg, Yuri B. did not waste time in carrying out his task with help from many of Bednov’s contacts in the Luhansk police force. “The numbers were staggering, millions of dollars”, Yuri continued. The results of this secret enquiry may have driven Bednov and his lieutenants in attempt to overthrow Plotnitsky.

In November 2014, when Plotnitsky was elected president of the LPR, Batman discreetly contacted two other main pro-Russian leaders in the area: Cossack chief Pavel Dremov and brigade leader Alexey Mozgovoy. Their goal was a coup. With thousands of people under their leadership, they believed they would succeed.

The conspirator hoped to overthrow Plotnitski by publicizing their investigation. On December 29 2014, Dremov released a video titled “Plotnitsky, Resignation!” in which he claims: “Of every 10 humanitarian aid convoys sent, people only receive one! The rest is sold!” Three days after Bednov died. “Plotnitsky’s men searched our bases, seized all the documents we gathered… there is nothing left,” said Yuri B.

Since August 2014 the Russian government has sent more than 30 humanitarian aid convoys to the Donbas, with more than 20,000 tons of food, medication, fuel and building supplies. This operation has become a Russian propaganda tool. Images of endless rows of aid trucks from Russia are numerous on public television stations and, according to Russian propaganda, serve as proof that Russia is the only state eager to save people in the Donbas from what Russia is calling a genocide – orchestrated by Kiev’s fascists and their western allies.

“This operation is predominantly political, and we try to stay as far as possible from it,” said a member of the International Committee of the Red Cross (ICRC) serving in the Donbas. This executive stated that convoys sent from Russia represent the largest volume of aid to people in the Donbas, far ahead of aid from NGOs.

 

Scarce distributions

In Donetsk, pro-Russian separatists stressed that nearly 400.000 people rely on these Russian convoys every day. Separatists also claimed that it is “technically possible” to embezzle humanitarian aid. However, many Donbas inhabitants said they never saw any of the Russian aid that crossed into the Donbas.

In Russia, the Ministry of Emergency Situations is in charge of forming and sending aid convoys to separatist areas. The Ministry’s spokesperson, Alexey Vagutovich, denied aid embezzling is occurring. According to Vagutovich, accusations of embezzlement are “vicious rumours”. However, Vagutovich said that Moscow does not control distribution once aid reaches the Donbas. ”Our only mission is proper goods delivery in Donetsk and Luhansk”, said Vagutovich, adding that the rest is the responsibility of separatist authorities. This is where embezzlement could theoretically occur.

Yana Kotsyuruba knows the system from inside. From October 2014 to January 2015, she worked in the separatist administration in charge of Luhansk’s social affairs. “My function was to gather aid demands from the population and then to forward them to the LPR’s Ministry of Social Affairs Kotsyuruba continued, “Despite the high stock levels, distributions were scarce.“Only the persons coming directly to the administrative headquarters received aid packages. Those who were not able to come didn’t receive anything. At the same time, goods we were supposed to distribute began to appear in some markets and shops in Luhansk.”

Since autumn 2014, separatists have ‘nationalized’ a lot of markets and shops. According to Kotsyuruba, this is where much of humanitarian aid is being sold. According to a document released on May 21 by the website Informator-Luhansk, the LPR has been selling outdated food from Russian humanitarian convoys in nationalized shops.

 

 

Russian officers involved

Captain Roman O. also took part in the investigation into Plotnitsky, which Bednov opened. Roman O. is one of the few officers of the Bednov battalion who escaped purges. He still heads a company of a hundred men. According to him, diverted aid amounts to colossal proportions, “Up to 50 percent of goods,” he whispered during the interview. Roman O. claims that diverted aid was not only sold openly in separatist parts of the Donbas, but also smuggled in Ukraine.

Warlords often prey on humanitarian aid in conflict areas. However, according to Roman O., the Donbas case is considerably different:  he accuses Russian political officials of direct involvement in aid diversion.

“A part of the income from this trafficked aid goes back to Russia, into the pockets of those very officials organizing the delivery of humanitarian aid,” he explained. Such allegations are impossible to verify, but Roman O. stands his word. According to him, the order to kill Bednov would have come directly from Moscow.

Roman O. asserted that the person in charge of the ambush that killed Bednov was Colonel Evgueni Wagner. In September 2014, Col. Wagner was appointed to the position of Deputy Commander for Counterterrorism in the northern Caucasus, including Chechnya and Dagestan among others. Roman O. offered a one-word explanation of why such a colonel would come to Eastern Ukraine: “Cleaning.” Since November 2014, many pro-Russian unities fighting against Plotnitsky in Luhansk area have been disarmed. When some of them were interviewed, they all pointed to Col. Wagner.

“I met Wagner and his men in February,” said Roman O. “I asked him if his men were involved in any way in the death of my Major, and he acquiesced. He explained to me that the decision of shooting Batman had been taken at the highest level within the Ministry for Emergency Situations of Russia.”

When asked specifically who gave this order, Roman O. responded, “I do not fear death but I have a family, and these men are capable of anything.” He continued,”I can only say that an embezzlement of this size would be impossible without the complicity of Russian officials.” L’Obs could not confirm these allegations.

In his stronghold 50 kilometres from Luhansk in Stakhanov, Cossack Pavel Dremov confirmed Yuri B. and Roman O.’s claims: “We communicated documents to Batman’s men about Plotnitsky, who I consider a traitor.” Dremov declared that he still has some materials, but he refused to disclose the information saying, “I do not want our enemies to use these pieces of information to discredit our whole cause.” Dremov said that if the information were disclosed, an entire panel of Russian propaganda would collapse. Bednov’s death brought Dremov back on “better” tracks.

Mozgovoy felt differently. Roman O. expressed his concerns to L’Obs about seeing Mozgovoy killed like Batman. His concerns proved valid when, on May 23, Mozgovoy and his security guards were killed in an ambush near Luhansk. During his last interview for “The Independent”, a British newspaper, Mozgovoy said he had received death threats. When asked who was making such threats, Mozgovoy responded, “People who do not want the influx of cash going right into their pockets to stop.”

Translation by Léa Ronzaud

Edited by John Kellner & Kurt Hagemann

Share

Twitter