Программу «тёплых кредитов» нужно продолжить и расширить – эксперты, представители ОСМД

08 ноября 2016.

Государственную целевую экономическую программу энергоэффективности нужно продлить на следующий год: она уже показала первые положительные результаты и начала завоёвывать доверие населения. «Тёплые кредиты» и Фонд энергоэффективности должны действовать как параллельные программы, первая – для небольших работ, вторая – для комплексных проектов термомодернизации. Также необходимо улучшить контроль и верификацию результатов. С таким заявлением выступили общественные эксперты и представители Госэнергоэффективности во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

«Мы направили в Кабмин петицию с требованием продолжить Государственную программу и внести в неё соответствующие изменения .. […] Её не только не нужно останавливать – её нужно расширять и углублять», – заявила Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети «ОПОРА». Она отметила, что на субсидии за коммунальные услуги в этом году государство потратило в 70 раз больше, чем на программу повышения энергоэффективности. «Наши волынские депутаты также будут инициировать обращение в Верховную Раду о наполнении бюджета по этой программе. Для нас это действительно жизненно необходимо », – добавила Юлия Сабатюк, председатель правления АОСББ« Лучане »из Луцка.

При этом, программу нужно усовершенствовать, в частности – обязать устанавливать узлы учёта одновременно с термомодернизацией, усовершенствовать контроль, ввести мониторинг и верификацию и привлечь к участию в программе больше банков.

По мнению Карела Хирмана, словацкого эксперта из группы советников под руководством Бальцеровича, программа «тёплых кредитов» должна продолжаться для малых кредитов, в то время как Фонд энергоэффективности будет заниматься программами комплексной модернизации зданий. «Люди видят, что это работает, постепенно набирается критическая масса. Не нужно «прыгать» от одной программы к другой. Нужно системно поддерживать два уровня этих программ – тогда люди сами активно включатся», – отметил эксперт. Он отметил, что не только Словакия, но и вся «Вышеградская четверка» успешно воплотили эту модель.

Прекращение программы приведёт к потере доверия

По мнению Татьяны Бойко, если программу не продлить, государство потеряет доверие населения. Кроме того, возникнет большой временной промежуток между прекращением действующей программы и запуском Фонда энергоэффективности, а другие, меньшие программы, не дадут людям возможности внедрять мероприятия по термомодернизации.

«Если программу не продлить, возникают риски несвоевременного возмещения заёмщикам. Хотя возмещение мы обеспечим в любом случае, поэтому кредитование ОСМД не прекращается», – отметил Игорь Горовых, заместитель директора департамента стратегического развития Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины. При отсутствии бюджетного финансирования, программу можно будет продолжить только в части стимулирования ОСМД в пределах остаточных средств спецфонда – 32, 2 миллионов гривен. Из 894 миллионов гривен, выделенных на этот год, остатки ожидают только по ОСМД – около 30 тысяч гривен. Проект постановления о привлечении этих средств уже направили в Минюст, ожидают визии Минфина и МЭРТ.

Первые достижения на уровне страны
Игорь Горовых рассказал, что в течение года количество желающих взять «тёплые кредиты» постепенно росло. На сегодня ОСМД взяли уже 472 кредита на сумму 59,1 миллионов гривен (по сравнению с 194 на начало 2016 года), а физические лица – более 156 тысяч. Половина из них брали малые кредиты на установку современных окон. 95% заёмщиков – физические лица.

Недавно Госэнергоэффективности совместно с USAID и Международной финансовой корпорацией провели опрос первых 127 получателей кредитов. «100% действительно довольны участием и почувствовали положительные изменения, 70% достигли экономии. Отмечу, что некоторые меры внедрялись во время отопительного сезона или после, то есть, не все могли зафиксировать и сравнить результаты отопительного сезона до и после внедрения энергоэффективных мероприятий. 81% почувствовали повышение комфорта», – рассказал Игорь Горовых. Среди 1000 опрошенных семей эти показатели составляют соответственно 94%, 65% и 84%.

Как это работает

Игорь Горовых напомнил, что ОСМД или физические лица могут взять кредит в банке на мероприятия энергоэффективности – от замены окон до полной термомодернизации дома. Из тела кредита заёмщики платят примерно 50%, государственная программа возмещает 30% для владельцев частных домов, 40% для ОСМД и 70% для субсидиантов, которые живут в ОСМД. 9% составляет местная помощь. «Во всех случаях (в случае ОСМД – прим. УКМЦ), месячная выплата по кредиту не превышает экономии, которую получает дом», – отметил он. Возмещение происходит только после передачи акта выполненных работ в банк.

С местными программами больше неопределенности – они обычно возмещают процентную ставку. «Если они возмещают процентную ставку – у них проблема с ежегодным закладыванием средств. Сейчас часть городов перешла дополнительно на возмещение тела кредита, чтобы не привязываться к проблемам с бюджетным процессом», – отметила Татьяна Бойко.

Банк, как посредник, самостоятельно решает, выдавать кредит или нет, поэтому в случае физических лиц иногда бывают трудности. «Раньше банки отказывались кредитовать субсидиантов, но когда государство начало «гасить» 2/3, субсидианты составили 45% заемщиков», – отметил Игорь Горовых. Программа успешно работает и в прифронтовой зоне. «Донецкая область – один из регионов-лидеров», – отметил он.

История успеха луцких ОСМД

Юлия Сабатюк рассказала, что на сегодняшний день они провели полную термомодернизацию 5 домов. Сегодня люди платят за отопление в 4 раза меньше – около 150 тысяч гривен вместо почти 450 тысяч. «Мы сэкономили почти 300 тысяч гривен средств собственников квартир. При том, что мы отдали в банк 200 тысяч в год, 85 тысяч остались в карманах владельцев квартир», – отметила она. В следующем году хотят полностью термомодернизировать еще 4 дома. По её словам, в целом за этот год Луцк привлек кредиты на сумму 10 миллионов гривен.

Чтобы уложиться в сроки, по опыту «Лучан», кредит лучше брать не позднее 1 октября. «Возмещение будет по актам выполненных работ, а значит, мы должны сделать так, чтобы до 15 декабря закрыть эти работы», – пояснила Юлия Сабатюк.

Татьяна Бойко и Карел Хирман отметили, что термомодернизацию нужно начинать именно с жилищного фонда, а не с генерации: в Украине 50% потерь тепла происходит в домах.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

“Warm credits” program should continue and expand – activists

November 08, 2016.

 

The state credit program for households should continue as it fosters energy efficiency and helps to decrease funds currently paid for subsidies.

 

The State Targeted Economic Program on Energy Efficiency should continue over the next year: it has already shown the first positive results and started to gain public confidence. “Warm credits” and Energy Efficiency Fund should act as parallel programs, the first – for smaller jobs, the second – for complex thermal modernization projects. It is also necessary to improve control and verification of the results. This was stated by public experts and representatives of the State Agency on Energy Efficiency and Energy Saving at a discussion held at Ukraine Crisis Media Center.

“We have sent a petition to the Cabinet of Ministers demanding to continue the State Program and to make appropriate amendments to it. […] It should not be terminated, on the contrary – it should be expanded and further deepened,” stated Tetyana Boyko, coordinator for housing & public utilities programs, civil network “OPORA”. She noted that the government had spent 70 times more money on subsidies for public utilities than on the energy efficiency program this year. “Our members of Volyn region council will also draft an appeal to the Verkhovna Rada on budget revenues under this program. For us, it is really vital,” added Yulia Sabatiuk, housing cooperative “Luchany”, head of the Board.

However, the program is to be improved, in particular, it must oblige households to install metering units together with thermal modernization activities, to improve control, to introduce monitoring and verification and to involve more banks.

According to Karel Hirman, Slovak expert from Balcerowicz-led advisory group, the “warm credits” program should continue for small loans, while the Energy Efficiency Fund will patronize programs for comprehensive modernization of buildings. “People see that it works, critical mass is gradually gaining. We should not “jump” from one program to another. We have to support two levels of the programs systematically – then people will join by themselves,” stressed the expert. He noted that not only Slovakia, but also all the “Visegrad Four” had successfully implemented this model.

 

Terminating the program will lead to loss of confidence 
According to Tetyana Boyko, if the program does not continue, the government will lose the trust of population. In addition, there will be a large time period between the termination of the current program and the launch of Energy Efficiency Fund, and other small programs will not allow people to implement thermal modernization projects.

“If the program does not continue, timely compensations to borrowers will be at risk. Although we will provide compensation in any case, so credits to housing cooperatives do not stop,” said Igor Gorovykh, Deputy Director of Strategic Development Department at the State Agency on Energy Efficiency and Energy Saving of Ukraine. Due to the lack of budgetary financing, the program can continue only in terms of stimulating housing cooperatives within the remaining special funds – UAH 32, 2 million. Of the UAH 894 million allocated for this year, remaining funds are expected only within housing cooperatives – about UAH 30 million. The draft resolution on the involvement of these funds has been sent to the Ministry of Justice, now we are waiting for the vision of the Finance Ministry and Economic Development Ministry.

 

The first achievements at the national level
Igor Gorovykh informed that during the year the number of people wishing to take “warm credits” has gradually increased. Currently, housing cooperatives have taken 472 credits worth UAH 59.1 million (compared to 194 credits at the beginning of 2016), and individuals – credits worth more than UAH 156,000. A half of them have taken small credits for mounting modern windows. 95 percent of borrowers are individuals.

Recently the State Agency on Energy Efficiency in cooperation with USAID and the International Finance Corporation surveyed the first 127 credit recipients. “100% of respondents are fully satisfied with the program and feel positive changes, 70% have enjoyed a saving. It should be noted that some of the measures were taken during or after the heating season, that is, not everyone could compare the results before and after implementing the energy efficiency measures. 81% have felt increased comfort,” informed Igor Gorovykh. Among 1,000 surveyed households, these figures are respectively 94%, 65% and 84%.

 

How does it work?
Igor Gorovykh reminded that housing cooperatives or individuals can take up a bank loan for implementing energy efficiency measures, such as replacement of windows or complete thermomodernization of the house. The borrowers pay about 50% of the full loan, and the state program reimburses 30% to owners of private homes, 40% – to housing cooperatives, and 70% – to state-aided people living in housing cooperatives. The local aid is 9%. “In all cases (as to housing cooperatives – UCMC note), the monthly loan repayment does not exceed the saving achieved by the house,” he noted. The costs are recovered only after submission of the Acceptance Certificate to the bank.

As to local programs, there is more uncertainty because usually they recover the interest rate. “If they recover the interest rate, they have a problem with making provisions in the annual budget. Now some cities have also begun to reimburse the loan in full to avoid problems with the budget process,” noted Tetyana Boyko.

The bank as an intermediary decides independently whether to issue credits. That is why sometimes individuals face difficulties. “Previously, banks refused to issue credits to the recipients of subsidies, but when the state began to recover 2/3 of the loan, they amounted to 45% of borrowers,” said Igor Gorovykh. The program has been working successfully in the front-line area. “Donetsk region is one of the leading regions,” he noted.

 

Success story of Lutsk housing cooperatives
Yulia Sabatiuk informed that today they have completed a full thermomodernization of five houses. People pay for heating four times less – about UAH 150 thousand instead of almost UAH 450 thousand. “We have saved almost UAH 300 thousand. We paid UAH 200 thousand to the bank, and UAH 85,000 remained in the pockets of owners of apartments,” she noted. Next year they are planning a full thermomodernization of another 4 houses. According to her, this year Lutsk has attracted loans worth UAH 10 million.

In the experience of “Luchany,” to meet the deadlines it is better to take up a loan before  October 1. “Compensation will be based on the Acceptance Certificate, and therefore we must accomplish these works by December 15,” explained Yulia Sabatiuk.

Tetyana Boyko and Karel Hirman emphasized that thermomodernization should be started with the housing sector instead of generation, becuase in Ukraine 50% of heat loss occurs in houses.

Share

Twitter
More news on the topic