Киев
,

Необходимо как можно скорее определить правовой статус лиц, находящихся в плену «ЛНР-ДНР» – правозащитники

Киев, 14 февраля 2017.

Коалиция правозащитных организаций, среди которых Украинский Хельсинкский союз по правам человека, медийная инициатива «За права человека» и Харьковская правозащитная группа, призывают как можно скорее определить правовой статус лиц, находящихся в плену боевиков «ЛНР-ДНР» – для того, чтобы гарантировать им надлежащую защиту, и разграничить гуманитарные и все другие вопросы в Минском процессе. «Мы предлагаем новый формат переговоров, который обеспечит механизм контроля и ответственности за своевольное поведение и за нарушение или невыполнение своих обязательств, и исключит возможность использования гуманитарных вопросов в политических интересах», – заявила Надежда Волкова, юрист Украинского Хельсинского союза по правам человека, представитель пленных военных в Европейском суде по правам человека, во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

Определение правового статуса этих лиц как военнопленных чётко определит, как оценивать те или иные действия, совершенные ими в плену, и на какие юридические механизмы защиты они могут рассчитывать в рамках украинского и международного законодательства – в частности, Римского статута и Женевских конвенций. Это устанавливает приоритетность освобождения пленных, а также накладывает обязательства на противоположную воюющую сторону.

«Военные, которые находятся там, должны понимать, что их защитят. Пока что я и все семьи, мужья и сыновья которых находятся в плену, этой защиты не видим», – отметила Виктория Пантюшенко, жена танкиста Богдана Пантюшенко, который находится в плену боевиков с января 2015 года. Она подчеркнула, что Минским договоренностям уже два года и отсутствие прогресса с освобождением пленных, из которых 10 в плену уже более двух лет, свидетельствует о том, что этот формат не работает.

Неопределённость правового статуса де-факто военнопленных создаёт риски и для них самих, и для тех родственников и волонтёров, которые в условиях бездействия компетентных органов самостоятельно пытались вести переговоры об их освобождении. Как пример – дело против освобождённого из плена полковника Безъязыкова, которого сейчас обвинили по ч. 3 ст. 258 «содействие созданию террористической организации» и ст. 111 «государственная измена». «К этому привело отсутствие какого-либо правового статуса, правового механизма и отражения в законе тех событий, которые происходили с ним и происходят со всеми заложниками на той территории. Легитимизация, определение рамок, в которых должны действовать эти лица, и определение их статуса является задачей №1. Путин воюет за территорию, Украина воюет за людей», – подчеркнул Виталий Тытыч, адвокат Ивана Безъязыкова.

Виталий Тытыч напомнил, что эксперты по международному праву поднимали этот вопрос с самого начала событий на востоке Украины. «Надо чётко назвать все своими именами. Если уже международное сообщество признало, что Россия является страной-агрессором, мы также должны прийти к этому определению. […] Формат, который предусматривает признание России агрессором, введение военного положения на определённой территории и, соответственно, распространение на эту территорию и на субъектов, там действуют, этих положений и требование их соблюдения от той же России было бы самым простым и единственным возможным путём», – подчеркнул он.
Нужно также внести необходимые изменения в украинское законодательство и заполнить «белые пятна» в законодательстве, взяв за основу лучшие мировые практики. Надежда Волкова отметила, что государству следовало бы выработать отдельную стратегию работы по освобождению пленных, в рамках которой конкретные государственные органы отвечали бы за конкретные аспекты проблемы. Что касается кейсов, подобных ситуации полковника Безъязыкова, полезно было бы обратиться к кейсам из американской практики.

Надежда Волкова добавила, что презентация нового формата, который предлагают правозащитники, состоится в начале марта.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Теги:
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Human rights activists on difficulties related to liberation of Ukrainian soldiers captured by militants

Kyiv, February 14, 2017.

According to Ukrainian human rights activists, it is necessary to change format of negotiations on liberation of Ukrainian servicemen captured by militants and to amend Ukrainian legislation.

Status of captured Ukrainian soldiers “up in the air”

Coalition of human rights NGOs, including Ukrainian Helsinki Human Rights Union, media initiative “Za Prava Liudyny” (“For Human Rights”) and Kharkiv Human Rights Group call that legal status of persons detained by members of the so-called “DPR-LPR” should be established as soon as possible in order to ensure appropriate defense of their rights. In addition, humanitarian and other aspects within Minsk andreements should be discussed separately, they stressed. “We suggest a new negotiations format that would ensure mechanisms of control and responsibility for arbitrary behavior, for violation or inobservance of the sides’ commitments and would make it impossible to use humanitarian issues for someone’s political benefits,” stated  Nadiya Volkova, lawyer of the Ukrainian Helsinki Human Rights Union, representative of Ukrainian prisoners of war in the European Court of Human Rights, at a press briefing at Ukraine Crisis Media Center. The activists are going to present detailed suggestions in the beginning of March.

Establishment of legal status of these persons would define how to qualify their actions committed in captivity and what mechanisms within Ukrainian and international legislation should be applied to defend their rights, for instance, the Rome Statute and Geneva Conventions. In particular, these documents define priorities for prisoners liberation and prescribe commitments of the detaining power.

“Our servicemen who are being held there should be sure that they will be defended. However, neither me nor other families whose fathers and sons are in captivity can see this at present,” stressed Victoria Pantyushenko, whose husband, tanker Bogdan Pantyushenko, is a militants’ prisoner since January 2015. She mentioned that two years have passed since Minsk agreements were signed. Absence of tangible progress with liberation of prisoners, ten of which are in detention for more than two years, show that this format does not work, she says.

Negative precedents as a result of uncertainty

Unclear status of de facto prisoners of war creates risks both for them and their relatives or volunteers who try to negotiate about their liberation as the mandated state authorities remain passive. One of examples is the case of Colonel Bezyazykov, currently accused under part 3 Art. 258 of the Criminal Code of Ukraine “assistance in creation of a terrorist organization” and Art. 111 “treason”. “This results from absence of any legal status and legal mechanism, absence of law to regulate situation like this one and situation of many other people who are held as hostages on that [occupied] territory. To outline the legal framework and to define their status is the task of primary importance,” stressed Vitaliy Tytych, lawyer of Ivan Bezyazykov.

Suggested changes

Vitaliy Tytych reminded that international law experts have been addressing this problem since the very start of the conflict. “It’s time to call things by their real names. If the international community has already recognized that Russia is the aggressor, it’s time to adopt this term as well. […] Recognition of Russia as aggressor, imposition of martial law on a part of our territory and therefore the use of appropriate international law on that territory and demand to Russia to respect its commitments would be the most simple and the only possible solution to this problem,” he stressed.

Moreover, it is important to amend Ukrainian legislation and fill in the existing gaps using international best practices. Nadiya Volkova noted that the state should elaborate a special strategy for liberation of prisoners, within which various state authorities would have particular areas of responsibility. Regarding the case of Col. Bezyazykov, Ukraine could analyze similar cases from American practice.

Share

Twitter
Tags:
More news on the topic