Киев
,

Представители мэрий малых городов юга и востока Украины отправятся изучать словацкий опыт энергоэффективности – организаторы проекта

Киев, 29 апреля 2017.

Летом этого года представители мэрий малых городов юга и востока Украины отправятся в Словакию знакомиться с опытом коллег в сфере энергосбережения и энергоэффективности. «Они смогут общаться с мэрами, посетить объекты, которые их заинтересовали, поговорить с представителями компаний, местными общинами, и таким образом понять, как подходили к вопросу необходимости проведения реформ, как искали средства, как составляли проектные заявки, кто был потенциальными донорами , как происходила реализация проекта, что в результате получили граждане, насколько улучшилась их жизнь, как это повлияло на бюджеты городов», – рассказал Андрей Чубик, исполнительный директор Центра глобалистики «Стратегия ХХI», во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

Эта поездка – очередной этап проекта «Опыт Словакии для Украины в сфере энергоэффективности и возобновляемых источников энергии», который осуществляется при поддержке SlovakAid и USAID. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. И лучше учиться на ошибках других, экономя свои деньги и время, чем повторять их. Поэтому цель этого проекта – показывать людям из маленьких городков, как это работает у нас», – рассказал Карел Хирман, эксперт исследовательского центра Словацкой ассоциации внешней политики.

Проект действует уже полтора года. Он начинался как лекции и семинары для государственных служащих из профильных министерств и ведомств, потом начали организовывать для представителей мэрий маленьких городов поездки в Словакию и Чехию, рассказал Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI». В прошлом году проект сосредоточился на работе с мэрами городов Западной Украины. В этом году в феврале на конференции в Днепре собрали мэров с юга и востока. Группу, которая отправится в Словакию для обмена опытом, отобрали из числа участников этой конференции. Следующую планируют для мэрий с городков Северной Украины.

В процессе этого сотрудничества подготовили справочник-пособие об опыте городов стран Вышеградской группы. «Мы пытались это сделать с максимальным количеством иллюстраций и ссылок, которыми можно воспользоваться для того, чтобы выйти на нужную справочную информацию, а также найти контакты в словацких и чешских городах», – отметил Андрей Чубик.

Также в этом году совместно со словацкими коллегами провели энергоаудит объектов коммунальной собственности Хотина (Черновицкая область). Теперь на основе этого документа город сможет рассчитать, что нужно сделать, насколько это должно сократить потребление и сколько это сэкономит для городского бюджета. При наличии средств, планируют еще 2-3 подобных проекта в других регионах.

Опыт Словакии и других стран Вышеградской группы полезен для Украины тем, что там эти процессы начались ещё в начале 90-х годов, тогда же начали возникать первые ОСМД. За это время местные власти и эксперты успели разобраться, как делать нельзя и, наоборот, какие алгоритмы дают лучший результат. Самое важное, по словам Карела Хирмана, – правильная подготовка проекта от начала до конца. Для максимального результата, термомодернизация здания должна быть комплексной.

Эксперты отметили, что в случае движения «сверху вниз» этот процесс будет очень длительным, поэтому лучше – проявлять инициативу самостоятельно, как это сделала Хотинская мэрия и многие другие города в Западной Украине. «Многое зависит от низового звена – конечного потребителя. Не надо ждать манны небесной от правительства – нужно делать самим», – подчеркнул Михаил Гончар. Это особенно актуально для жителей многоквартирных домов. «Владельцы квартир должны понимать, что их собственность не заканчивается пределами квартиры – это весь дом, включительно с трубами, лифтом, крышами – это их собственность. И пока они этого не будут понимать, не будут вести хозяйство и внедрять мероприятия энергоэффективности – этот процесс не начнется – никакой премьер-министр, мэр или ЖЭК этого за них этого не сделают. […] И это не только меньшая стоимость коммунальных услуг, но и абсолютно иной вид дома, подъезда, совсем другая стоимость этого имущества, если этот дом отремонтирован, и совсем другое качество жизни», – отметил Карел Хирман.

Но на данном этапе многое зависит и от государства: системный базис для мер энергоэффективности в жилом секторе должны заложить законы о ЖКХ, коммерческом учёте тепла, об энергоэффективности зданий и Фонде энергоэффективности, но они до сих пор не приняты. «Законы, которые сейчас находятся в Верховной Раде, должны быть приняты для того, чтобы это можно было сделать в Украине. И опыт стран Вышеградской группы показал, что когда это сделать – появляются реальные результаты», – отметил Карел Хирман.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Project organizers: Representatives of town councils from Southern and Eastern Ukraine will study Slovakian experience in energy efficiency

Kyiv, April 29, 2017.

This summer, representatives of small town councils from Southern and Eastern Ukraine will go to Slovakia to study their colleagues’ experience in the sphere of energy conservation and energy efficiency. “They will be able to communicate with the mayors, visit facilities they are interested in, talk to company representatives, local communities and thus understand how to approach the reforms issue, how money was collected, how project applications were built, who potential donors were, how the project was implemented, what citizens ultimately received, how their life improved, how it affected the budgets of towns,” specified Andrii Chubyk, executive director of the Center for Global Studies “Strategy XXI”, at a press briefing held at Ukraine Crisis Media Center.

The trip is the next stage of the project “Experience of Slovakia in the sphere of energy efficiency and renewable energy for Ukraine” supported by SlovakAid and USAID. “It is better to see once than hear a hundred times, and learn from the mistakes of others, saving money and time, than repeat them. Therefore, the purpose of the project is to show people from small towns how it works,” said Karel Hirman, Research Center of the Slovak Foreign Policy Association expert.

The project was launched a year and a half ago. It began with lectures and seminars for civil servants from ministries and departments, and then representatives of small town councils were invited to Slovakia and the Czech Republic, said Mykhailo Honchar, president of the Center for Global Studies “Strategy XXI”. Last year, the project focused on working with the mayors of towns in Western Ukraine. This year, mayors of Southern and Eastern Ukraine attended a conference in Dnipro in February. The group that will travel to Slovakia to share experiences was selected from the conference participants. The next trip is planned for town councils of Northern Ukraine.

The collaboration resulted in a reference guide about the best practices of small towns of Visegrad countries. “We tried to provide the maximum number of illustrations and references that can be used to find the necessary background information and find contacts in Slovak and Czech towns,” noted Andrii Chubyk.

This year, Slovak colleagues helped conduct energy audits of communal ownership in Khotyn (Chernivtsi region). Based on this document, now the town can calculate what to do, how it can reduce consumption and what it can save for the city budget. Money permitting, another 2-3 similar projects will be implemented in other regions.

The experience of Slovakia and other Visegrad Group countries is useful to Ukraine because they began such processes in the early 1990s, and then the first condominiums appeared. Over this time, local authorities and experts understood what can be done and what cannot. According to Karel Hirman, Research Center of the Slovak Foreign Policy Association expert, most importantly, these projects should be properly prepared from beginning to completion. To succeed in it thermoinsulation of buildings should be comprehensive.

The experts emphasized that in case of “top down” movement this process will be very long. So, the best way is to take the initiative, much as Khotyn City Council and many other towns in western Ukraine did. “Much depends on the grassroots level, the end user. They should act on their own rather than wait for manna from the government,” emphasized Mykhailo Honchar. This is especially true for residents of apartment buildings. “The apartment owners need to understand that their property does not end outside the apartment. It includes the whole house with pipes, elevators and roofs. This process will not start unless they understand how to keep the house and implement energy efficiency measures. Neither prime minister nor mayor or public utilities service provider will do this. They alone can achieve this. – […] This will result not only in the lower cost of utilities, but also in quite a different look of the house and its entrance, as well completely different value of this property and quality of life,” noted Karel Hirman.

However, at this stage, much depends on the state. Although the energy efficiency measures in the residential sector should be based on the laws on housing and utility sector, heat energy commercial accounting, energy efficiency of buildings and the Energy Efficiency Fund, they have not been adopted yet. “The laws that are currently in the Verkhovna Rada should be adopted to make it possible in Ukraine. And the experience of the Visegrad Group countries shows that then real results will appear,” stressed Karel Hirman.

Share

Twitter
More news on the topic