Киев
,

Более половины украинцев признают угрозу российской пропаганды – исследование StopFake

Киев, 12 июня 2017.

58% украинцев признают угрозу российской пропаганды и дезинформации. Такие результаты общенационального исследования «Осведомленность и отношение к проблемам дезинформации и пропаганды в СМИ», инициированного проектом StopFake. Опрос охватил 110 населенных пунктов. Дополнительно опросили 2 фокус-группы в Донецкой области. Исследование провел Киевский международный институт социологии. Об этом рассказала Дарья Орлова, заместитель директора Могилянской школы журналистики по вопросам исследований, в ходе пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

Дарья Орлова указывает на существование региональных различий в отношение к российской пропаганде. 42% опрошенных с южного и 46% из восточного регионов считают, что угрозы не существует. Хотя общенациональный срез показывает, что только треть опрошенных не признают угрозы.

Среди главных источников пропаганды 45% опрошенных отмечают российские телеканалы, 34,5% – онлайн-медиа, более 20% – социальные сети. «Следующим этапом наших исследований является анализ более 1000 фейковых новостей, которые есть на сайте StopFake. […] Мы уже проиндексировали, какие медиа-организации участвовали в создании этих новостей, и скоро сможем предоставить их перечень. Фактически это будет список тех источников, которым нельзя доверять, потому что речь идет о системном участии в пропагандистской машине», – добавляет Евгений Федченко, главный редактор StopFake.

Всего треть опрошенных испытывают потребность в повышении собственной медиаграмотности. Большинство опрошенных считает, что способны отличить, где есть правдивая информация, а где – нет. В восточных и южных областях их процент выше, чем в других регионах. «Несмотря на общий процент неуверенности и растерянности относительно того, откуда идет пропаганда, жители восточных и южных регионов достаточно уверены в своей способности отличить истинные факты от ложных», – говорит Дарья Орлова.

33,8% опрошенных указывают на то, что проблема пропаганды существует также среди украинских СМИ. «Это достаточно тревожный сигнал. […] На наш взгляд, украинской пропаганды не существует, и интересно, откуда берется представление об эквивалентности украинской и русской пропаганды. Нам кажется, что больше всего это происходит в тех регионах, которые наиболее подвержены влиянию российских медиа», – говорит Евгений Федченко.

Исследование фокус-групп в Донецкой области показали высокий уровень растерянности и недоверия средствам массовой информации. По определению, существует очень осторожное отношение к любой информации. «Распространенная формула – 50% правды на 50% лжи. […] Все же есть осознание того, что российская пропаганда более категорична и целенаправленна», – отмечает Дарья Орлова.

Евгений Федченко добавляет, что StopFake разместили в Краматорске издательство газеты «Твое право знать». Последняя призвана повышать медиаграмотность и дать жителям восточных регионов доступ к проверенным источникам информации.
Скоро состоится открытие польской службы StopFake. К последней будет привлечен польский союз журналистов.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

58% of Ukrainians acknowledge the threat of Russian propaganda – StopFake research

Kyiv, June 12, 2017.

These are the results of a national survey “Awareness and attitude to the problems of disinformation and propaganda in the media”, initiated by StopFake project. The survey covered 110 localities. Additionally, two focus groups in Donetsk region were interviewed. Survey was carried out by Kyiv International Institute of Sociology. This was reported by Daria Orlova, deputy director for research, Mohyla School of Journalism, during a press briefing at Ukraine Crisis Media Center.

Daria Orlova indicates significant regional differences in attitude to the Russian propaganda. 42% of survey participants from southern and 46% from the eastern regions believe that the threat does not exist. Although a nationwide cross-section shows that only one third of all respondents do not recognize the threat.

Among the main sources of propaganda 45% of respondents indicate Russian TV channels, 34,5% – on-line media, more than 20% – social networks. “The next stage of our research is to analyze more than 1,000 fake news that are on the StopFake website. […] We have already indexed the media organizations participating in the creation of fake news and will soon be able to provide their list. In fact, this is a list of sources that cannot be trusted, because we are talking about their systematic participation in a propaganda machine “- adds Yevhen Fedchenko, senior editor at “StopFake”.

Only one third of respondents feel the need to increase their own media literacy. Most respondents believe they can distinguish between the information that is true, and that is not. In eastern and southern regions the percentage is higher than in others. “Despite the overall percentage of uncertainty and confusion about the sources of propaganda, residents of the eastern and southern regions are quite confident in their ability to differentiate true facts from the false once” – says Daria Orlova.

33,8% of survey participants indicate that the propaganda also exists in Ukrainian media. “This is quite alarming, […] we believe there is no Ukrainian propaganda, and we wonder where this concept of Ukrainian and Russian propaganda equivalence comes from. We think that most of it comes from the regions that are under the influence of Russian media the most, “- said Yevhen Fedchenko.

The focus groups research in Donetsk region shows a high level of confusion and lack of belief in media in general. By definition, there is a very cautious attitude to any kind of information. “There is a common formula – 50% is true and 50% is not. […] Still, there is the realization that Russian propaganda is more radical and purposeful” – said Daria Orlova.

Yevhen Fedchenko adds that StopFake started publishing newspaper “Your right to know” in Kramatorsk. It intends to give the eastern region an access to reliable sources of information, and improve media literacy.

Soon a Polish service of StopFake will start operating. The latter will involve the Polish Union of Journalists.

Share

Twitter
More news on the topic