Киев
,

Либерализация валютного контроля – это требование времени и обязательства Украины в рамках Соглашения об Ассоциации – эксперты

Киев, 14 июня 2017.

Валютное регулирование в Украине нужно либерализовать и ввести свободное движение капитала. Это необходимо для лучшей реализации экспортного потенциала и улучшения инвестиционной привлекательности страны, а также как часть обязательств Украины в рамках Соглашения об Ассоциации. Необходимость реформы признают и эксперты, и Национальный банк Украины. Это подчеркнули эксперты Программы USAID «Лидерство в экономическом управлении», представители бизнеса, народные депутаты и представители НБУ во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

Эксперты отметили, что действующая система контроля в соответствии с Правительственным декретом 1993 года, давно не отвечает потребностям времени, не обеспечивает стабильность внутренней денежно-кредитной ситуации и создает существенные барьеры для украинского бизнеса и инвесторов. «Если обобщить всю проблематику, основные проблемы в сфере валютного контроля сводятся к 5 группам. Во-первых, это чрезмерная жесткость, во-вторых, несоответствие принципам предпринимательства, в частности, прямое противоречие Хозяйственному кодексу, который утверждает, что субъекты предпринимательской деятельности имеют полное право распоряжаться результатами этой деятельности, в том числе валютной выручкой. Третья проблема – несогласованность с положениями Соглашения об Ассоциации, в частности статьи 145, 146 и 147, где речь идет о свободном движении капитала: не может быть зоны свободной торговли, если капитал не может в пределах этой зоны перемещаться. Это неопределенность порядка введения ограничений со стороны НБУ […] и невозможность оперативного продления сроков валютных расчетов», – отметил Любомир Черной, старший эксперт Программы USAID «ЛЭУ».

По результатам фокус-групп с экспортерами, через жесткое валютное регулирование украинский малый и средний бизнес реализует только 25-40% своего экспортного потенциала; неоправданные требования приводят к росту трансакционных издержек экспортеров на 15-20%. Предприниматели предпочитают хранить деньги за рубежом из-за опасений, что в противном случае им не позволят эти средства вывести: по оценке НБУ больше 100 миллиардов долларов украинского бизнеса находятся за рубежом. Для иностранных компаний ситуация еще хуже, потому что НБУ им де-факто запретил получать валютную выручку для постоянных представительств и осуществлять операции с валютной выручкой. «Мы надеемся, что изменения наконец наступят, так как наличие валютного регулирования является барьером, который уничтожает бизнес в Украине и не дает ему возможности развиваться, а в определенных сферах – даже возникнуть», – подчеркнул Игорь Олехов, партнер Baker & McKenzie.

Эксперты Программы USAID «ЛЭУ» по итогам обсуждений с представителями бизнеса и народными депутатами рекомендуют обеспечить свободное движение капитала в соответствии с положениями Соглашения об Ассоциации, осуществить модернизацию и либерализацию системы валютных расчетов при осуществлении внешнеэкономических операций; снизить административное давление и трансакционные издержки при осуществлении экспортно-импортных операций; устранить нецелесообразные требования и ограничения, которые создают искусственные препятствия для иностранных инвесторов.

«И парламент, и правительство вынуждены будут придерживаться той повестки дня, которую перед нами ставит Соглашение об Ассоциации. Более того, у нас есть ЗСТ, но украинские экспортеры находятся в крайне неблагоприятном положении по сравнению с европейскими и экспортерами других стран. Если мы должны двигаться к этим рынкам и менять свой фокус, то нам неизбежно придется приводить правила к тому же уровню, который имеют наши конкуренты», – отметила Елена Сотник, народный депутат Украины (фракция «Объединение «Самопомич»). «Условия для валютных платежей штаб-квартир международных компаний должны быть не хуже, чем у наших соседей. Иначе мы продолжим оставаться сырьевой страной», – подчеркнул Игорь Олехов. Елена Сотник добавила, что повышение экспортного потенциала – единственный вариант повысить ВВП, а рост ВВП – единственный непопулистичный вариант увеличения заработных плат и повышение благосостояния граждан.

«Мы обращаем внимание всех стейкхолдеров, что именно сейчас важно сделать шаг вперед и найти баланс, который позволит, с одной стороны, удерживать макрофинансовую стабильность и одновременно дать возможность бизнесу развиваться, создавая новые продукты и платя больше налогов в государственный бюджет», – отметила Татьяна Короткая, заместитель бизнес-омбудсмена.

Эмал Бахтари, руководитель проектов и программ департамента открытых рынков Национального банка Украины, заверил, что в Нацбанке также поддерживают идею либерализации валютного контроля. «У нас есть Соглашение об Ассоциации, согласно которому у нас есть обязательства постепенно переходить к режиму свободного движения капитала […] Это наша конечная цель. Для нас ориентир – Соглашение об Ассоциации и те базовые принципы, которые заложены в директивах ЕС и соглашении о создании ЕС, – заявил он. – Валютный контроль в том виде, в котором он есть сейчас, не нужен. Он должен трансформироваться в финансовый мониторинг по европейским стандартам, когда риск-ориентированный подход обнаруживает операции, связанные с отмыванием средств, коррупцией, торговлей оружием – тем, что потом можно увидеть по документам, остановить и противодействовать в рамках законодательства, а не проверяя каждого».

Либерализацию валютного регулирования должен начать проект закона «О валюте», который разрабатывает НБУ. В нем планируют задекларировать режим свободного движения капитала, но с предохранителями для защиты финансовой системы от кризисных явлений. В случае наступления неблагоприятных событий НБУ оставляет за собой право вводить временные меры на 6 месяцев, с возможностью продления, рассказал Эмал Бахтари. Предполагается постепенное снижение ограничений, в темпе, который позволит отслеживать влияние нововведений шаг за шагом. Законопроект почти готов, его планируют подать до конца месяца.

Тамара Соляник, директор Программы USAID LEV, отметила, что для того, чтобы либерализация была успешной, очень важно, чтобы эта реформа происходила комплексно.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Experts: Liberalization of currency control is an imperative of our time and Ukraine’s commitment under the Association Agreement

Kyiv, June 14, 2017.

Currency regulation in Ukraine should be liberalized by introducing the free flow of capital. This is required for better implementation of export potential and improving the country’s investment attractiveness. It is also part of Ukraine’s commitments under the Association Agreement. Both experts and the National Bank of Ukraine recognize the need for reform. This was stressed by experts of the USAID program “Leadership in economic governance”, business representatives, MPs and NBU representatives at a debate held at Ukraine Crisis Media Center.

Experts noted that the current control system, according to the Government decree of 1993, does not meet the needs of the time any longer, does not ensure the stability of domestic monetary situation and creates significant barriers for Ukrainian businesses and investors. “There are five main groups of problems in the field of currency control. Firstly, it is excessive inflexibility, and secondly, discrepancy with the principles of entrepreneurship, including direct contradiction to the Commercial Code, which states that entrepreneurs have every right to dispose of the results of their activities, including foreign exchange earnings. The third problem is non-compliance with the provisions of the Association Agreement, in particular Articles 145, 146 and 147 specifying the free flow of capital: there cannot be any free trade zone if capital cannot move within this zone. This is uncertainty in the sequencing of the NBU restrictions […] and impossibility of rapid extension of operational payments,” said Lubomyr Chornii, senior expert of the USAID program “Leadership in economic governance”.

The results of focus groups with exporters show that due to strict currency regulation Ukrainian small and medium businesses use only 25-40% of their export potential; unjustified requirements lead to 15-20% higher transaction costs for exporters. Entrepreneurs try to keep money abroad for fear that eventually they will not be allowed to withdraw these funds: according to the NBU, Ukrainian businesses keep over $100 billion abroad. The situation is even worse for foreign companies because the NBU has de facto forbidden their permanent missions to receive currency earnings and conduct transactions with currency earnings. “We hope that changes will finally come, because currency regulation is a barrier that destroys business in Ukraine and does not give it an opportunity to develop, and sometimes even to start operation,” said Ihor Olekhov, partner at Baker & McKenzie.

On the basis of discussions with business representatives and MPs, experts of the USAID program “Leadership in economic governance” recommend to ensure the free flow of capital under the provisions of the Association Agreement, modernize and liberalize the currency payments system during foreign trade operations; reduce the administrative burden and transaction costs in export-import operations; remove inappropriate requirements and restrictions that create artificial barriers to foreign investors. “Both the parliament and the government will have to stick to the agenda set before us by the Association Agreement. Moreover, we have the FTA, but Ukrainian exporters are in a very unfavorable condition compared to European and other exporters. If we move to these markets and change our focus, we will inevitably have to harmonize our rules with those of our competitors,” emphasized Olena Sotnyk, MP of Ukraine (faction “Union “Samopomich”).
“Conditions for currency payments for headquarters of multinational companies should not be worse than those of our neighbors. Otherwise we will continue to remain a raw material producing country,” emphasized Ihor Olekhov. Olena Sotnyk added that increasing export potential is the only way to increase GDP, and GDP growth is the only non-populist way for increasing salaries and welfare of citizens.

“We draw attention of all stakeholders to the fact that now it is important to take a decisive step forward and find a balance that will allow us, on the one hand, to maintain macro-financial stability and, on the other hand, to allow business to grow, creating new products and paying more taxes to the state budget,” noted Tatiana Korotka, Deputy Business Ombudsman.

Emal Bakhtari, head of projects and programs of the open market department of the National Bank of Ukraine, assured that the National Bank also supports the currency control liberalization. “We have the Association Agreement under which we have obligations to gradually switch to free movement of capital […] This is our final and ultimate goal. Our landmark is the Association Agreement and the basic principles laid down in the EU Directives and the EU agreement, – he said. – We do not need the currency control just as it is. It should be transformed into the financial monitoring in accordance with European standards, when a risk-based approach makes it possible to identify transactions relating to money laundering, corruption and arms trafficking, to check and counteract them rather than to check everyone.”

The liberalization of currency regulation will be launched by the draft law “On foreign currency”, which is developed by the NBU. It will provide for free movement of capital and protection of the financial system against crisis developments. In case of adverse events the NBU reserves the right to introduce temporary measures for 6 months and extend this term, informed Emal Bakhtari. It will provide for gradual reduction of restrictions that will make it possible to monitor the impact of innovations step by step. The draft law is almost ready, it is to be submitted for consideration by the end of the month.

Tamara Solianyk, Director of the USAID LEV, stressed that to make liberalization successful, this reform should be conducted comprehensively.

Share

Twitter
More news on the topic