Принятие закона о бюджетном финансировании политических партий является революционным шагом. Украина получила от GRECO очередной положительное заключение относительно борьбы с коррупцией – заместитель Главы АПУ

Принятие закона о бюджетном финансировании политических партий является революционным шагом. Украина получила от GRECO очередной положительное заключение относительно борьбы с коррупцией – заместитель Главы АПУ
09 декабря 2015.

Киев, 9 декабря 2015 – Принятие закона о бюджетном финансировании политических партий является революционным шагом. На прошлой неделе Украина получила от GRECO (Орган Совета Европы по антикоррупционному мониторингу «Группа государств против коррупции» – прим. УКМЦ) третье положительное заключение за этот год. Об этом во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре сообщил Александр Данилюк, заместитель Главы Администрации Президента Украины, глава делегации Украины в GRECO. «90% касалось именно финансирование партий. Тот закон, который был принят, отвечает на все вопросы и рекомендации, которые делало GRECO. […] Институционально мы на уровне других стран», – отметил Александр Данилюк. По его словам, партии не должны конкурировать по принципу «у кого больше бюджет». Если у всех будет одинаковый бюджет и одинаковые возможности доносить свою позицию, качество политики изменится, убежден заместитель Главы АПУ.

Чтобы процесс борьбы с коррупцией заработал на практике, необходимо также создать Агентство по вопросам предотвращения коррупции, и это как раз один из пунктов, из-за которого Украина не получила стопроцентную положительную оценку со стороны GRECO. Александр Данилюк пояснил, что в настоящее время завершается процесс отбора 5 членов агентства. Двое представителей предварительно уже выбраны; для того, чтобы агентство заработало, нужно, как минимум, трое. Заместитель Главы Администрации Президента Украины выразил надежду, что в пятницу (11 декабря) на профильном комитете выберут остальных представителей Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции, что позволит запустить его работу в ближайшее время. «Я надеюсь, что в пятницу будут хорошие новости и мы получим положительный сигнал, что и на практическом уровне мы этот вопрос также урегулировали и запустили агентство, от которого очень много ожиданий», – отметил он.

Площадка GRECO является основной в плане воплощения борьбы с коррупцией, и этот закон является консенсусом между различными представителями органов государственной власти по нормализации прозрачности деятельности политических партий, убежден заместитель министра юстиции Украины Антон Янчук. «На сегодняшний день полностью выполненными являются 10 рекомендаций, частично выполнено 6 рекомендаций. Это действительно существенный прогресс», – отметил он. По его словам, в целом, прогресс в борьбе с коррупцией – это не только сугубо выполнение определенных рекомендаций, подход гораздо шире. То есть, каждый субъект должен приложить максимум усилий для искоренения коррупции.

По мнению народного депутата Украины Сергея Лещенко, очень важно, чтобы все, прописанное в этом законе, было имплементировано. В частности, необходимо, чтобы система раскрытия доходов и расходов партий была электронной, максимально прозрачной и эффективной, чтобы реестры были мультифункциональными. «Факт остается фактом: с первого июля следующего года партии должны получить средства на свою уставную деятельность. Это около 220 миллионов гривен, которые должны быть выплачены партиям, которые присутствуют в действующем парламенте. Со следующих выборов – те, кто преодолеют 2% барьер», – разъяснил Сергей Лещенко.

Алексей Хмара, председатель правления Transparency International Украина, эксперт антикоррупционной группы Реанимационного пакета реформ, убежден, что в следующем году в Украине случится революция. «Но она будет не на майданах, она будет в кабинетах. На самом деле, это будет первая в Украине технократическая революция, которая выбросит олигархов из политики», – заявил он. Согласно принятому закону о бюджетном финансировании политических партий, со следующего года украинские партии будут финансироваться из бюджета, если они будут отвечать ряду технических критериев. В частности, если они раскрывают информацию о собственных донорах; проходят ежегодный независимый финансовый аудит своей деятельности; обнародуют отчеты о своих имущественных декларациях и если они не против того, чтобы их контролировали уполномоченные институты, напомнил Алексей Хмара. Только тогда они будут претендовать на деньги государства.

В этом контексте важно определить, кто именно будет следить за соблюдением этих критериев, подчеркнул эксперт. Этих представителей Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции сейчас выбирают. Возникают технологические вещи, которые могут привести к технократической революции, считает председатель правления Transparency International Украина. Для этого в фокусе следует держать 5 параметров: это методика оценки деятельности партий; открытый реестр; беспристрастные специалисты, которые смогут контролировать деньги партий и разбираются в этих вопросах; не оставлять политиков наедине с властью; а также проследить, чтобы в бюджете страны на 2016 год было две статьи расходов: «на агентство, чтобы оно могло нормально осуществлять все эти функции, и на финансирование самих партий. Потому что если по каким-то причинам деньги не заложат на партии, то затем в середине года, […] просто изменениями в бюджет, скажут изъять эту норму о финансировании партий или приостановить закон на какое-то неопределенное время, и мы снова получим ситуацию, когда закон есть, но он никак не работает», – предупредил Алексей Хмара.

Гюнель Бабакишиева, юрист Центра политических студий и аналитики, заметила, что люди не всегда понимают, почему партии должны финансироваться из кармана налогоплательщиков. И здесь следует учитывать этот нюанс и объяснять людям, почему этот закон важен и несет себе антикоррупционные принципы. Подытоживая, Гюнель Бабакишиева сообщила, что Украина поднялась на 10 пунктов в рейтинге открытости государственных данных. А основой для этого прыжка стал Закон Украины «Об открытости использования публичных средств».

Поделиться в соцсетях

Twitter

Deputy Head of Ukrainian Presidential Administration: Ukraine receives another positive conclusion on fighting corruption from the GRECO

Deputy Head of Ukrainian Presidential Administration: Ukraine receives another positive conclusion on fighting corruption from the GRECO
December 09, 2015.

Kyiv, December 9, 2015. The adoption of the law on budget financing of political parties is a revolutionary step. Last week, Ukraine received from the GRECO (Council of Europe body on monitoring anti-corruption “Group of States against Corruption”) third positive conclusion this year. During a press briefing at Ukraine Crisis Media Center Oleksandr Danyliuk, Deputy Head of Ukrainian Presidential Administration, Head of Ukrainian delegation to GRECO said, “90% concerned financing parties. That law, which was adopted, answers all questions and recommendations of GRECO. […] Institutionally, we are on a par with other countries.” According to him, parties should not compete on the basis of who has more budgets. If all have the same budget and the same opportunities to communicate their position, the quality of policy will change, believes Danyliuk.

The fight against corruption will really start after we create the Agency for Corruption Prevention. And this is one of the points that prevented Ukraine from getting GRECO’s one hundred percent positive assessment. Danyliuk explained that the process of selecting five members of the agency is coming to an end. Two representatives had been chosen, but the agency needs at least three to start work. Danyliuk hopes that on Friday (December11), the relevant committee will elect the rest of representatives of the National Agency for Corruption Prevention, so that it soon can start its work. “I hope to hear good news on Friday and get a positive signal that we have settled this issue on a practical level as well, and launched the agency from which everyone expects so much,” he said.

GRECO is the main platform in terms of implementing anti-corruption fight. And this law is a consensus among representatives of public authorities on normalizing transparency of political parties, according to Deputy Minister of Justice of Ukraine Anton Yanchuk. “So far, ten recommendations are fully completed, and six recommendations are partially completed. It is a good progress,” he said. According to him, in general, progress in the fight against corruption is not just implementation of certain recommendations, but a much broader approach. That is, everyone must make every effort to eradicate corruption.

According to the member of Ukrainian parliament Serhiy Lechtchenko, it is important that everything stipulated in this law is implemented. In particular, it is necessary that the system of parties’ incomes and expenditures disclosure is the most transparent, efficient, and electronic, the registers are multifunctional. “The fact remains that from July 1 next year, the parties get funds for their statutory activities. It amounts to about 220 million hryvnias for the parties represented in the current parliament. After next elections, parties that overcome the 2% barrier will receive state funding,” explained Serhiy Leshchenko.

Oleksiy Khmara, head of “Transparency International” Board, expert of Reanimation Package of Reforms anticorruption group, is convinced that there will be a revolution in Ukraine next year. “But it will be not in the streets, it will be in the offices. In fact, this will be the first in Ukraine technocratic revolution that will throw oligarchs from politics,” he said. According to the adopted law on budget financing of political parties, starting next year Ukrainian political parties receive funding from the budget, if they meet a number of technical criteria. In particular, if they disclose information about their donors; undergo annual independent financial audit of their activities; publish reports on their property declarations; and if they have no objections to being controlled by the authorized institutions, reminded Oleksiy Khmara. Only then they will aspire to receive state money.

In this context it is important who will monitor compliance with these criteria, said the expert. The National Agency for the Prevention of Corruption elects these representatives. There are technical issues that can lead to technocratic revolution, says the head of “Transparency International” Board. To do this, the focus should be placed on the following five parameters: method of evaluation of political parties; open register; unbiased experts who will control the money of parties and cope with these matters; politicians should not be left alone with authorities; the budget for 2016 should include two items of expenditures. “These items should be intended for proper functioning of the agency, and for funding the political parties. Because if for some reason money will not be allocated for the political parties, then in the middle of the year […] some changes in the budget may delete this provision on political party funding or suspend the law for some indefinite time. Thus we will again face a situation where the law exists but does not work,” warned Oleksiy Khmara.

Hyunel Babakishiyeva, Lawyer of Center for Political Studies and Analysis, said that people do not always understand why parties should be financed from the pockets of taxpayers. It is important to consider this nuance and explain to people why this law is important and comprises anti-corruption principles. In conclusion, Babakishiyeva informed that Ukraine has risen by 10 points in the ranking of public data openness. And the basis for this jump was the law “On open use of public funds”.

Share

Twitter