Київ
,

Монетизация субсидий нужна, но сначала необходимо устранить недостатки системы субсидий

Київ, 09 ноября 2016.

Для того, чтобы мотивировать субсидиантов экономить и внедрять мероприятия энергоэффективности, необходимо ввести монетизацию субсидий. Но сначала нужно убрать недостатки системы – отсутствие верификации субсидиантов и завышенные нормативы, а также ввести финансовую ответственность за несвоевременную оплату коммунальных услуг. Об этом заявили эксперты в ходе дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

Яна Бугримова, руководитель офиса реформ при Министерстве финансов Украины, отметила, что правительство планирует до конца этого отопительного сезона определиться с моделью, по которой будет проводиться монетизация, и принять необходимые нормативно-правовые акты, но готового решения ещё нет.

Недостатки действующей системы

Один из ключевых недостатков действующей системы – отсутствие стимула для экономии и завышенные нормативы потребления. Алексей Хабатюк, заместитель главы Департамента НАК «Нафтогаз Украины», отметил, что по данным НКРЕКУ, потребление бытовых потребителей с площадью до 120 м² – 4 кубометра на квадратный метр площади в среднем по сезону, в то время как норматив – 5,5 кубометров. К тому же, в нормативах не учитывают изменение объёмов потребления в зависимости от месяца.

Еще одна серьёзная проблема – отсутствие действенных превентивных механизмов от мошенничества , таких как «мертвые души», занижение доходов, сокрытие имущественного положения, регистрация безработными и т.п.

По мнению Яны Бугримовой и общественных экспертов, недостатком является отсутствие пространства для других газовых трейдеров и система клиринга согласно Постановлению Кабмина №20. «Как бы государство не пыталась его структурировать, любой клиринг все равно приводит к злоупотреблениям, особенно с нашей системой коммерческого учёта», – отметила она.

Алексей Хабатюк со своей стороны заявил, что отмена клиринга приведёт к повышению цены до рыночной и, возможно, даже большей, от чего в итоге конечный потребитель не выиграет. «Но в перспективе мы за отход от клиринга, не потому, что это мешает работе рынка, а потому, что это недостаточно рыночный и недостаточно прозрачный механизм», – добавил он.

Как будет выглядеть монетизация?

На сегодня рассматривают две модели монетизации субсидий. Первая предусматривает субсидирование на уровне теплоснабжающих компаний. «Это отказ от системы клиринга. Речь о том, что государство выплачивает субсидии ТКЭ, но деньгами, а не системой взаимозачётов, которые существуют сегодня », – пояснила Яна Бугримова. Вторая модель – монетизация на уровне домохозяйств, предполагает, что люди будут получать субсидию в денежном эквиваленте. В одном варианте, потребители будут получать в денежном эквиваленте остаток, во втором – сразу всю субсидию, с которой определённые средства платить за коммунальные услуги. Также следует определиться, нужно ли устанавливать требование о целевом использовании монетизированных средств.
Варианты решения

По мнению Яны Бугримовой, в конечном варианте должна быть полная монетизация субсидий, но это нужно делать пошагово: начинать с отмены клиринга, монетизации сначала на уровне ТКЭ, затем – на уровне домохозяйств, но с целевым назначением – на коммунальные услуги или меры энергоэффективности. Это обеспечит плавный переход и уменьшит риски. «Хорошо, если нам в 2017 году удастся реализовать первый этап, на уровне ТКЭ, и в 2018 году быть готовыми к монетизации на уровне домохозяйств. Возможно – с предыдущей реализацией пилотных проектов», – отметила она. «Это действительно лучший вариант для того, чтобы лучше выверить поведение потребителей после полной или частичной монетизации», – добавила Марианна Онуфрик, эксперт по вопросам социальной политики энергоэффективности Института общественно-экономических исследований..

Подготовительные шаги

Во-первых, нужно установить мониторинг по фактическому потреблению, потому что сейчас нормы явно завышены. «Это позволит установить адекватные нормы, а уже они позволят перейти к монетизации», – отметила Яна Бугримова. Параллельно следует ввести коммерческий учёт коммунальных услуг и установить финансовые санкции для всех потребителей за несвоевременную оплату коммунальных услуг.

Во-вторых, нужно выявить и отсеять тех, кому субсидии на самом деле не нужны. «Первый шаг уже сделали: в связи с тем, что будет повышен минимальный размер заработной платы, со следующего отопительного периода часть субсидиантов сами по себе отсеются», – отметила Марианна Онуфрик. Во-вторых, нужно ввести более чёткие критерии, чем справка о доходах и факт проживания. В то же время, отметила она, для прекращения практики утаивания доходов государству прежде всего следовало бы признать реальный прожиточный минимум.

По поводу того, нужно ли разделять программы энергоэффективности и субсидирование, мнения экспертов разошлись. По мнению Яны Бургимовой, они должны дополнять друг друга, чтобы таким образом мотивировать людей сокращать потребление. По мнению Алексея Хабатюка, программы нужно разделить, а стимулировать к энергоэффективности – через постепенное снижение и унификацию социальных нормативов.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

Subsidies monetization is necessary, but first we must eliminate drawbacks of the subsidies system – experts

Київ, November 09, 2016.

 

To motivate recipients of subsidies to save and implement energy efficiency measures, it is necessary to introduce monetization of subsidies. But first of all the major drawbacks of the system, such as the lack of verification of recipients and excessive standards of consumption should be eliminated. Besides, financial responsibility for the overdue payment of utility bills should be introduced. This was stated by experts at the discussion at Ukraine Crisis Media Center.

Yana Bugrimova, director of Reforms Office, Ministry of Finances of Ukraine, noted that the government plans to decide on the model of monetization and adopt the necessary regulations by the end of the heating season, but a solution has not yet been found.

 

Drawbacks of the current system

 

Some of the key drawbacks of the current system include the lack of incentive for saving and excessive consumption standards. Oleksiy Khabatiuk, deputy head of department at the state oil and gas company “Naftogaz Ukraine,” noted that according to State Commission for Utilities Regulation (NKREKP), the actual gas consumption for households of 120 m² is 4 cubic meters per square meter on average for the season, while the standard value is 5.5 cubic meters. Moreover, a change in volume consumption depending on the month is not considered in the standard values.

Another serious problem is the lack of effective preventive mechanisms system against fraud: “dead souls,” underdeclaration of income, concealment of property status, unemployment registration, etc.
According to Yana Bugrimova and public experts, among the drawbacks are also the lacks of a space for other gas traders and clearing system in accordance with the Resolution of the Cabinet of Ministers No.20. “No matter how the government tries to structure it, any clearing results in abuses, especially with our system of commercial account,” she noted. Oleksiy Khabatiuk, in his turn, stated that the abolition of the clearing will cause an increase in price which will approach or even exceed the market price. In consequence of this the end user will not benefit from it. “But we support the retreat from the clearing in the future, not because of the fact that it interferes with the market, but because this mechanism is not sufficiently market and transparent,” he added.

 

What does monetization mean?
Today, two models of subsidies monetization are being considered. The first one involves subsidizing at the level of heating companies. “This is a retreat from the clearing system, when the state pays subsidies to heating companies with the money instead of existing mutual settlement system,” explained Yana Bugrimova. The second model involves monetization at the level of households. It means that people will receive subsidies in monetary form. One option provides that consumers will receive the remainder in monetary form. Another option provides that they will receive the whole subsidy, some funds from which will be paid for utilities. It should also be decided whether to impose the requirement of targeted use of monetized funds.

 

Options for solutions
According to Yana Bugrimova, in the end it should be a step-by-step complete monetization of subsidies: at first it is required to cancel clearing and introduce monetization at the level of heating companies, and then – at the level of households, but with a targeted use of funds – for utilities or energy efficiency measures. This will ensure a smooth transition and reduce risks. “It is possible to implement the first stage at the level of heating companies in 2017, and to prepare for monetization at the level of households in 2018. Perhaps, the pilot projects should be implemented before,” she noted. “This is really the best option for better reconciling of consumer behavior after complete or partial monetization,” added Marianna Onufryk.
Preparatory steps
Firstly, the monitoring of actual consumption should be provided, because current standard values are excessive. “This will allow the adequate standards to be set, and they will allow monetization,” noted Yana Bugrimova. Simultaneously a commercial accounting of public services should be introduced and financial sanctions should be imposed on all consumers for late payment of utility bills.

Secondly, those who actually do not need subsidies should be identified and rejected. “The first step has been made: due to the increase in the minimum wage part of subsidy recipients will drop out from the next heating period,”  noted Marianna Onufryk, social policy expert, Institute of Social & Economic Studies. Besides, the clearer criteria than the income and residence certificates should be established. However, she said, to end the practice of concealing income the state should first recognize the real minimum subsistence level.

The experts are divided in opinions on the necessity to separate the energy efficiency and subsidy programs. According to Yana Bugrimova, they should complement each other so as to motivate people to reduce consumption. According to Oleksiy Khabatiuk, the programs should be separated, and energy efficiency should be stimulated through the gradual reduction and unification of social standard norms.

Share

Twitter
More news on the topic