Киев
,

Для сохранения памяти о Революцию Достоинства, самое важное – документировать воспоминания, делиться ими и искать современные формы почтения памяти – общественные активисты

Киев, 19 ноября 2016.

Сейчас, спустя три года после Революции Достоинства, важнейшие задачи для украинского общества – поддерживать внимание к событиям Майдана, в том числе к незавершённым расследованиям, и работать с памятью о них. В этом контексте необходимо собирать воспоминания очевидцев, пока они не стёрлись со временем, и вырабатывать стратегию поддержки памяти об этих событиях на государственном уровне, начиная с создания музея Революции Достоинства. Такое мнение высказали участники дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре, посвящённой третьей годовщине Евромайдана.

Основная задача – задокументировать воспоминания

«Эта память очень живая и очень пластичная. Она была одна в 2014 году и совсем другая сейчас. Не помня и не собирая её, можно потерять самое ценное, – пояснила Анастасия Гайдукевич, начальник отдела музейного дела Института национальной памяти. – Все, что происходит вокруг – политическая ситуация, война, разочарование, недостаток сил идти дальше, бороться с системой, которая осталась – все отражается на воспоминаниях или нотами жёсткого разочарование, или пониманием, что мы что-то делаем». Она отметила, что за 2014 год в рамках проекта «Устные истории Майдана» записали воспоминания более 1000 человек. Сейчас продолжают собирать воспоминания тех, кто принимал участие в региональных Майданах, в том числе на востоке Украины. Они выйдут отдельной книгой.

Историю о событиях Майдана нужно писать ответственно, чтобы она была объективная, не мифологизированная – «возможно, не очень приятная, но правдивая», отметили Инна Плеханова и Тамара Швец, родственники героев Небесной Сотни. Для этого желательно зафиксировать и сохранить воспоминания не только майдановцев, но и тех, кто стоял напротив. «Мы такие попытки делали, но сегодня никто с противоположной стороны – даже просто участники Антимайдана – не хотят делиться воспоминаниями», – отметила Анастасия Гайдукевич. По её словам, самая большая проблема – найти координаты тех, кто принимал участие в событиях, поэтому УИНП призывает всех желающих сообщать о себе.

С историей Революции Достоинства нужно работать через современные формы памяти

Одна из самых первых задач – найти современные формы почтения памяти, отметил Игорь Пошивайло, директор государственного учреждения «Мемориальный комплекс Героев Небесной Сотни – Музей Революции Достоинства». «Прошлые формы, к сожалению, не актуальны – они имеют тенденцию создавать обезличенных идолов. Музей нужно сделать важным элементом создания общества. Нужно, чтобы и трагедия, то триумф, те достижения стали актуальными для людей с новых поколений, для людей не из этого контекста, для иностранцев», – пояснил Игорь Пошивайло.

По его словам, действенным современным подходом являются микроистории отдельных людей – очевидцев событий. Учитывая это, желательно собрать как можно больше информации о каждом из героев Небесной Сотни – чтобы соотечественники могли увидеть их как живых людей, личностей с системой ценностей и убеждений, глубже понять их мотивацию.

Этот же формат личных историй был бы самым лучшим для того, чтобы говорить об этих событиях с младшим поколением, чтобы не превратить их в сухую формальность вроде «ленинских уроков» по методичке. Анастасия Гайдукевич рассказала о положительном опыте таких уроков с ветеранами АТО. «У нас был опыт урока в день депортации. […] Мы взяли людей, крымских татар, которые свою личную историю рассказывали в этих школах. Так же можно рассказывать, что я помню с Майдана, о разгоне Майдана студенческого, о смерти Сергея Нигояна, как мы дежурили в больницах. Можно пригласить в школах семьи героев Небесной сотни в тех регионах, где они проживают», – рассказала Тамила Ташева. Такие низовые инициативы помогут не только передать и сохранить память, но и постепенно сложить этот пазл личных историй в объективную общую картину событий, потому что каждый помнит немного другие детали, другие моменты.

Игорь Гурик рассказал, что в Ивано-Франковске 8 декабря экспериментально проведут конкурс «Что, где, когда» на тему Майдана. «Там будут участвовать 10 команд – в основном, ученики колледжей и школ. Чтобы туда попасть, им нужно будет исследовать, что происходило и как происходило», – отметил он. В случае успеха, эту инициативу можно продолжать.

Музей Революции Достоинства нужен уже сегодня

«Создание единого мемориального комплекса, который должен иметь не только статус, но и полномочия и ответственность за сохранение этой памяти на сегодняшний день – единственный универсальный выход для власти, общественности и всех заинтересованных сторон. Этот музей поможет найти и построить идентичность Киева и создать платформу для того, чтобы иностранцы поняли, кто стоял на Майдане и чего ожидать от них в будущем », – отметил Игорь Пошивайло.

Наличие общественного запроса уже подтвердил пример музея Революции Достоинства в Ивано-Франковске. «Там есть все, кроме запаха – баррикады, манекены на носилках в крови, медицинская палатка, часовня, как это было на Майдане. Видимое очень важно. Описать можно, но когда ты видишь наглядно, это впечатляет больше», – отметил Игорь Гурык. По его словам, туда целенаправленно едут на экскурсии не только из других городов, но и из-за границы.

По мнению активистов, хотя это совсем недавняя история, музей Майдана нужно создавать уже сейчас. Во-первых, это важно с чисто практической точки зрения. «Если бы сейчас у музея было временное помещение, где можно сделать нормальную экспозицию и временно хранить все экспонаты – было бы полно людей, которые готовы поделиться. Как только в прессе появляется повторяющаяся информация о музее Майдана, телефон сразу обрывается от звонков людей, у которых есть определённые предметы и они готовы их отдавать», – отметила Анастасия Гайдукевич.

Кроме того, быстрое появление музея позволило бы спасти больше памяток Майдана, являющихся объектами городского пространства. Участники дискуссии выразили обеспокоенность тем, что постепенно исчезают красноречивые свидетельства событий – избиты пулями снайперов сити-лайты, столбы, фасад Октябрьского дворца, который уже покрасили, закопченные ступеньки возле монумента Независимости. Они должны остаться на память об этих днях или переместиться в музей.

Во-вторых, музей будет служить наглядным напоминанием и предостережением для общества и для власти, о том, что цели, за которые погибли люди, ещё не достигнуты, и эта история ещё не закончилась. «То, что сейчас начались судебные процессы – уже хорошо, но нужно установить истинную картину того, что произошло. Должны быть проведены эффективные расследования, опубликована информация и наказаны виновные. Чем больше проходит времени, тем меньше остаётся оправданий, почему это не делается», – отметила Евгения Андриюк, активистка «Крым SOS».

Наиболее вероятные претенденты на помещение для музея  – «Украинский дом» и участок на Институтской 3/5, хотя судьба последнего пока под вопросом из-за судебных процессах вокруг него. Теоретически это могла бы быть и часть помещений КГГА. Основная проблема во всех вопросах насчет музея – нехватка координации и коммуникации между общественными инициативами и властью.

Главное для гражданского общества – продолжать действовать

Активисты отметили, что сейчас очень важно не потерять тот заряд энтузиазма, инициативности и осознания ответственности за собственное будущее, который зародился на Майдане. «Сейчас главное – сохранить в себе чувство ответственности и готовности идти дальше. Надеюсь, этот Майдан, как бы его не назвали, стал для нас окончательным этапом общественного взросления, чтобы мы были не людьми, которые живут в каком-то государстве и «государство им должно», а теми, кто является частью государства и создает это государство, и оно нас удовлетворяет той мере, в какой мы участвовали в его создании», – отметила Анастасия Гайдукевич.

«Если мы хотим нести эти ценности дальше, главное – брать и делать. Если мы сейчас не сделаем всё, что от нас зависит, чтобы это делалось эффективно – тогда возникает вопрос, для чего был Майдан и для чего люди сейчас погибают на востоке», – подчеркнула Тамила Ташева. Она отметила, что, несмотря на разочарование и усталость, очень важно в давлении на власть и систему выдерживать конструктивный диалог и напоминать, что мандат доверия, который им дали, нужно оправдывать.

«Долг каждого гражданина – интересоваться, что происходит, и разбираться, что правда и неправда. В том, что произошло, вина не только беркутовцев, которые стреляли, потому что своим равнодушием в прошлом мы привели к тому, что такая ситуация стала возможной. […] Если мы не сделаем выводы, не отвергнем лень и не начнём уделять больше внимания обществу, друг другу и развитию государства, может случиться что-то худшее », – подчеркнул Игорь Гурык.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

To preserve memory of the Revolution of Dignity it is important to document and share reminiscences – civil activists

Київ, November 19, 2016.

It’s important to speed up documentation of the Revolution, yet the story of Maidan should be written responsibly, include all the sides of the story and then represented in a modern way.

Now, three years after the Revolution of Dignity, the most important tasks facing the Ukrainian society are to maintain attention to the Maidan events, including incomplete inquiries, and work to remember them. This requires collecting reminiscences from the witnesses before they are worn over time and develop a strategy to support the memory of these events on the national level, starting with the establishment of the Museum of the Revolution of Dignity. This opinion was expressed at a discussion, dedicated to the third anniversary of Euromaidan, held at Ukraine Crisis Media Center.

The primary task – to document reminiscences
“This memory is alive and very plastic. It was one in 2014 and completely different now. Without remembering and collecting it, we may lose the most precious,” explained Anastasiya Gaidukevych, head of Museum Affairs Department, Ukrainian Institute of National Memory. “Everything that is happening around – political situation, war, frustration, lack of strength to go on, to fight the system that remained as it was – all is reflected on memories either as tough disappointment or understanding that we really do something”. She noted that in 2014, within the framework of the Maidan Oral History project, they recorded reminiscences of over 1,000 people. Now they continue to collect reminiscences of those who participated in regional Maidans, including in eastern Ukraine. They will come out as a separate book.

The Maidan history should be written responsibly, it must be objective, not mythologized – “perhaps not very pleasant, but true,” noted Inna Plekhanova and Tamara Shvets, relatives of the Heavenly Hundred Heroes. To do this, it is desirable to record and save reminiscences of not only Maidan participants but also those who were on the opposite side. “We made such attempts but none of the other side – even ordinary Anti-Maidan participants – want to share memories,” said Anastasiya Gaidukevych. According to her, the biggest problem is finding the location of those who participated in the events, so the Ukrainian Institute of National Memory encourages everyone to contact them.

The history of the Revolution of Dignity requires modern forms of commemoration
One of the primary tasks is finding modern forms of commemoration, said Igor Poshyvailo, director of the Memorial Complex of Heroes of the Heavenly Hundred – Museum of the Revolution of Dignity. “The previous forms, unfortunately, are not relevant – they tend to create impersonalized idols. The museum must become an important element in the creation of society. That tragedy, that triumph and those achievements ought to become important for the people of new generations, for people outside of the context, for foreigners,” explained Igor Poshyvailo.

He said that an effective modern approach is micro-histories of individuals who witnessed the events. Given this, it is advisable to gather as much information as possible about each of the Heavenly Hundred Heroes so that fellow citizens could see them as real people, personalities with their system of values and beliefs, and thus better understand their motivation.

This format of personal stories would be best to talk about the events to the younger generation so as not to turn them into a dry formality such as “Lenin’s lessons” based on special instructions. Anastasiya Gaidukevych spoke about the positive experience of such lessons with ATO veterans. “We had the experience of a lesson on the deportation day. […] We invited Crimean Tatars to tell their personal stories in these schools. You can also tell what you remember from Maidan, about the student Maidan dispersal, about the death of Sergiy Nigoyan, and our hospital duties. Schools can invite families of the Heavenly Hundred Heroes from their regions,” said Tamila Tasheva. These initiatives will not only help preserve and pass the memory, but gradually complete this puzzle of personal stories in an objective overall picture of events because everyone remembers some other details and other aspects.

Igor Guryk spoke about the contest “What, where, when” based on the Maidan events which will be experimentally conducted in Ivano-Frankivsk on December 8. “It will involve 10 teams – mostly students of colleges and schools. Those who want to participate need to study what happened and how it was,” he noted. If successful, this initiative could continue.

Museum of the Revolution of Dignity is needed today
“The creation of a single memorial complex, which would have not only a status but also the authority and responsibility to retain the memory of it, is the only way out for the government, general public and all interested parties today. This museum will help find and build the identity of Kyiv, as well as create a platform for foreigners to understand who stood on Maidan and what to expect from them in the future,” noted Igor Poshyvailo. Availability of public demand has already been confirmed by the example of the Museum of the Revolution of Dignity in Ivano-Frankivsk. “There is everything but the smell – the barricades, blood-stained mannequins on stretchers, medical tent, chapel, as it was during the Maidan events. Visible things are very important. They can be described, but when you see them clearly, it is more striking,” noted Igor Guryk. According to him, not only people from surrounding towns, but also from abroad intentionally make excursions to the museum.

According to the activists, though this is quite new history, the Maidan museum should be created just now. First, it is important from a purely practical point of view. “If the museum housed a section for temporary exhibits, there would be crowds of people willing to share their items with the museum. As soon as the press repeat the reports about the Museum of Maidan, phones are ringing off the hook as people want to share their items with the museum,” noted Anastasiya Gaidukevych.

Besides, the rapid emergence of the museum would save more Maidan attractions that are the objects of urban space. The panelists expressed concern that conspicuous evidences of those events – the bullet-riddled city lights, poles, October Palace facade, which has already been painted, smoke-darkened stairs at the monument of Independence are gradually disappearing. They should be retained in the memory of those days, or moved into the museum.

Second, the museum will serve as a visual reminder and warning to society and the government, that the goals for which people died, have not been achieved, and that this story has not ended yet. “The fact that now trials have started is very important, but a truthful picture of what happened should be established. Effective investigations should be conducted; information should be published; perpetrators should be punished. The more time passes, the fewer are excuses why this is not done,” emphasized Yevheniya Andriyuk, “Crimea SOS” activist.

The most likely contenders to house the museum are the “Ukrainian House” and the section on 3/5 Instytutska Str., although the latter is still in doubt because of lawsuits against it. Theoretically, this could be part of the premises of the Kyiv City State Administration. The main problem of all issues related to the museum is a lack of coordination and communication between public initiatives and the government.
What is most important is that civil society should continue to act
The activists stressed that it is very important not to lose supply of enthusiasm, zeal and sense of responsibility for our future, which originated on Maidan. “Now the main thing is to save a sense of responsibility and willingness to go further. I hope this Maidan, no matter how it may be named, has become for us the final stage of social maturation. Instead of being people who live in some state and “this state owes something to us,” we should be part of the state, those who create this state, and the state will satisfy us to the extent that we have invested in its creation,” stressed Anastasiya Gaidukevych.

“If we want to foster these values, the main thing is that we should start doing. If we do not do everything that depends on us to have this done effectively, then a question arises: what was the purpose of Maidan and what people in the east are dying for?” stressed Tamila Tasheva. She noted that despite the disappointment and fatigue, it is important to maintain a meaningful dialogue while putting pressure on the power and system as well as to remind them that they should justify the mandate of trust given to them.

“The duty of every citizen is to be interested in what is happening, and to understand the truth and a lie. Not only Berkut units are to blame. Our indifference in the past resulted in that situation. […] If we do not draw conclusions, do not overcome our laziness and do not begin to pay more attention to society, to each other and to the state, there may be even worse situation,” emphasized Igor Guryk.

Share

Twitter
More news on the topic