Киев
,

За три года Крым превратился в серую зону и «территорию страха» – эксперты

Киев, 20 марта 2017.

За три года оккупации Российской Федерацией Крым стал серой зоной и «территорией страха». На полуострове тотальный контроль, отсутствует свобода слова, работают только подконтрольные СМИ, фальсифицируют факты. Туристическая сфера – не в приоритете, главным драйвером экономики Крыма стал оборонно-промышленный комплекс. Крым нуждается в поддержке со стороны украинской власти и СМИ. Для возвращения Крыма нужно поддерживать связи с людьми на полуострове, создать совет министров Крыма на материковой части Украины, и совместно работать государству, СМИ и активистам. Такие мысли озвучили участники дискуссии о трех годах оккупации Крыма в Украинском кризисном медиа-центре.

 

Россия была последовательна в своих действиях – в считанные дни, в конце марта 2014 года, захватила главные административные здания полуострова. В течение месяца после объявления результатов «референдума», который состоялся 16 марта, выдала паспорта РФ. Очень часто людей заставляли сдавать украинский паспорт. «Это попытка, возможно, фрагментарно разобраться, во что превратился Крым за 3 года оккупации. […] Этот процесс является масштабным, и рассматривать его в одной плоскости нельзя. Во-первых, это политические изменения на острове, это изменения экономические, социальные, культурологические. Это – конечно, правовой беспорядок в сфере соблюдения прав человека», – отметила Гайана Юксель, член Меджлиса крымскотатарского народа, редактор «Агентства «Крымские новости».

 

Политика РФ в отношении СМИ в Крыму

По словам Гайаны Юксель, одна из главных сфер, которая подверглась зачистке – информационная. Очень быстро власти РФ сделали невозможным любое свободное вещание – ввели разрешительную систему. «Абсолютно открытый, свободный полуостров, доступен многим СМИ, различным исследовательским, мониторинговым группам, сейчас превратилась в закрытую серую зону. […] В оккупации на территории полуострова было зарегистрировано несколько сотен СМИ», – рассказала Гайана Юксель. 11 из них сейчас работают на материковой части Украины. Среди них телеканалы «АТР», «Черноморка», «Агентство «Крымские новости»,«Black Sea News» и другие. «Мы констатируем большое количество нарушений по отношению к СМИ и журналистам. Всего за три года оккупации зафиксировано более 460 нарушений по отношению к журналистам и СМИ », – добавила Гайана Юксель.

 

Андрей Клименко добавил, что люди боятся открыто выражать свои мысли, и это не безосновательно. Все технические средства отслеживают и контролируют, существуют реальные уголовные производства и сроки.

 

Культурологический аспект

«Очень тяжелая и тревожная ситуация в плане культурологическом. Понятно, что идет массовое давление и влияние российской пропаганды на жителей Крыма. […] В целом идет массовая фальсификация исторических фактов, где Крым пытаются представить как истинно русской территорией – территорией, которая никогда не имела отношения к Украине и крымским татарам», – отметила Гайана Юксель. Российские власти ведут активную пропагандистскую деятельность в школах, детских садах, влияя на сознание подрастающего поколения.

 

Санкции и инвестиции

Санкции по отношению к РФ работают. «В Крыму нет ни одного нормального банка с международной деятельностью. […] Нет никаких инвестиций и инвесторов», – отметил Андрей Клименко. Для мира Россия превратилась в «токсичный актив, с которым рискованно иметь дело». «Россия не может привлечь кредиты, не может рефинансировать свои крупные проекты […] она вынуждена вытягивать эти деньги из резервных «заначек». Украинские и европейские санкции полностью сорвали всю программу модернизации российского надводного флота», – рассказал Андрей Клименко.

 

В 2014 году, на волне эйфории, в России возникла идея сделать Крым «новой витриной для России», по образцу Сочи. «Сейчас эта идея закрыта. Решающим моментом в этом была гражданская блокада Крыма в 2015 году. В 2016 году – Крым стал островом, куда не поставляется с материковой части Украины ни газ, ни вода, ни электричество, ни грузы автомобильным транспортом. Изменилась логистика, торговая и транспортная», – рассказал Андрей Клименко, экономист, эксперт ОО «Майдан иностранных дел», редактор сайта «Black Sea News». Ни одним воздушным транспортом необходимые объемы грузом доставить. Главным ресурсом снабжения является морской транспорт. «Порт Севастополя, который сейчас работает только на 5% от того, как он работал до войны, и Керченская переправа. Другие порты умерли. […] Россия теряет миллиарды для преодоления всех проблем. Этот остров будет высасывать из страны-оккупанта деньги и дальше», – отметил Андрей Клименко.

 

Милитаризация полуострова

Россия имеет огромный ракетный комплекс на территории Крыма и имеет контроль над Черным морем. «Сегодня весь комплекс средств военно-морского флота, авиации, ракетных войск фактически держит полный контроль над регионом Черного моря. НАТО еще не нашло ответа на то, как этому противодействовать», – отметил г-н Клименко. Крым входит в Южный военный округ – тот самый, который воюет на Донбассе. «Оборонно-промышленный комплекс становится главным драйвером Крыма», – добавил эксперт.

 

Препятствия и необходимые шаги на пути к будущей деоккупации полуострова

«В правовом плане события, которые имели место быть в Крыму, получили соответствующую оценку на уровне международных организаций. И тем приятнее это осознавать, несмотря на ту массированную атаку, которую проводит российская власть, российские пропагандистские СМИ на международной арене по отношению к Крыму, стараясь придать атмосферу законности силовому захвату», – отметила Гайана Юксель.

 

Андрей Клименко отметил, что стоит создать реестр объектов рекреационных и оборонного комплекса, которые стали военным трофеем РФ.

 

«Чем больше крымчан имеют украинские документы, тем больше Украины в Крыму», – отметила главный редактор ИА «Центр журналистских расследований» Валентина Самар. По ее словам, власти Украины способствует деструктивной политике Путина, например, объявлением крымчан нерезидентами Украины, отделив их. Нужна стратегия, сейчас существует проект плана действий по Крыму и Севастополю, но это тактика без стратегии. В украинской власти должны быть люди, которые профессионально занимаются контрпропагандой. Сейчас во власти мало лоббистов крымского вопроса. В Министерстве по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Украины, Управлении по вопросам АР Крым и города Севастополя элементарно не хватает сотрудников, которые являются мотивированными. «Территориальная целостность Украины, возвращения Крыма, возвращение Донбасса – это уже должно быть выписано в конце концов на законодательном уровне», – подытожила Валентина Самар.

Поделиться в соцсетях

Twitter

Kyiv
,

Experts: In three years Crimea has become a gray zone and a “territory of fear”  

Kyiv, March 20, 2017.

After three years of Russian occupation, Crimea has become a gray zone and a “territory of fear”. The peninsula is under total control, there is no freedom of speech, and there are only controlled media, historical facts are falsified. The tourism industry is not a priority; the main driver of Crimean economy is the military-industrial complex. Crimea needs support from the Ukrainian government and the media. To return Crimea, it is necessary to liaise with people on the peninsula and form the Council of Ministers of Crimea in mainland Ukraine. The state, media and activists should work together. These opinions were expressed during a discussion held at Ukraine Crisis Media Center.

Russia was consistent in its actions, it seized the main administrative building of the peninsula within a few days in late March 2014. Russian passports were issued within a month after they announced results of the “referendum” held on March 16. People were very often forced to give away their Ukrainian passports. “This is, perhaps, an attempt to figure out fragmentarily what has become of Crimea over 3 years of occupation. […] This process is very extensive, and it cannot be considered one-sidedly. First, these are political changes on the peninsula, as well as economic, social, and cultural changes. Secondly, this is total lawlessness in the area of ​​human rights,” said Gayana Yüksel, Mejlis member, editor of “Agency “Crimean news”.

Russian policy on Crimean media

According to Gayana Yüksel, one of the main areas that suffered mopping up is information. Russian authorities made any free speech impossible very fast simply by introducing a permitting system. “An absolutely open, free peninsula, accessible to many media, various research and monitoring groups, has turned into a closed gray zone. […] Several hundred media were registered on the peninsula before the occupation,” said Guyana Yüksel. 11 of them are currently working in mainland Ukraine. Among them are channels “ATR”, “Chernomorka”, “Agency “Crimean news”, “Black Sea News” and others. “We record a large number of violations against the media and journalists. Overall, there have been more than 460 violations against journalists and the media over three years of occupation,” added Guyana Yüksel.

Andrii Klymenko, economist, expert of the NGO “Maidan of foreign affairs”, editor of web-page “Black Sea News”, added that people are afraid to express their opinions openly, and it is not without reason. All facilities are monitored and controlled; there are actual criminal proceedings and prison terms.

Cultural aspect

“The cultural situation is very difficult and alarming. Of course, Russian propaganda affects opinions and puts a lot of pressure on people in Crimea. […] There is massive falsification of historical facts. They try to present Crimea as a truly Russian territory, a territory that has never been related to Ukraine and the Crimean Tatars,” noted Guyana Yüksel. The Russian government conducts active propaganda in schools, kindergartens, influencing the minds of the younger generation.

Sanctions and investments

Sanctions against Russia work. “There are neither normal banks with international activities nor investment and investors in Crimea,” noted Andrii Klymenko. For the world, Russia has become a “toxic asset which is risky to deal with.” “Russia can neither attract loans nor refund their major projects; […] it has to pull the money out from the “stashed-away funds.” Ukrainian and European sanctions completely disrupted the entire program of modernization of Russian surface fleet,” informed Andrii Klymenko.

In 2014, on the wave of euphoria an idea started up to make Crimea a “new showcase for Russia,” by the example of Sochi. “Now the idea has been closed. The decisive factor of its closing was a civil blockade of Crimea in 2015. In 2016, Crimea became an island, to which neither gas, nor water, electricity, cargoes are supplied from mainland Ukraine. Besides, trade and transport logistics changed,” noted Andrii Klymenko, economist, expert of the NGO “Maidan of foreign affairs”, editor of web-page “Black Sea News.”

The required amounts of cargo cannot be transported by air. The main resource is sea transport. “The only available facilities are the port of Sevastopol, which now operates only at 5% of its capacity before the war, and the Kerch ferry. Other ports have died. […] Russia loses billions to tackle all problems. This island will continue to suck the money from the occupant budget,” noted Andrii Klymenko.

Militarization of peninsula

Russia has a huge missile complex in Crimea and control over the Black Sea. “Today the whole complex of the navy, air and missile troops actually holds complete control over the Black Sea. NATO has not yet found an answer on how to counteract this,” stressed Mr. Klymenko. Crimea is in the Southern Military District, the one that is fighting in Donbas. “The defense industry complex is the main driving force of Crimea,” the expert added.

Obstacles and necessary steps towards future de-occupation of peninsula

“In legal terms, the events that took place in Crimea were properly assessed at the level of international organizations. And we are glad to realize this fact, despite the massive attack on Crimea carried out by the Russian government and propaganda media in the international arena in attempts of giving an appearance of legality to the forcible takeover,” noted Gayana Yüksel.

Andrii Klymenko emphasized that it is necessary to keep a register of recreational and defense industry facilities, which became a military trophy of the RF.

“The more Crimean residents have Ukrainian documents, the more of Ukraine is in Crimea,” noted Valentyna Samar, chief editor of news agency “Center for investigative journalism”, economist, expert of the NGO “Maidan of foreign affairs”, editor of web-page «Black Sea News». According to her, Ukrainian authorities contribute to the destructive policy of Putin, for example, through declaring Crimeans non-residents of Ukraine and separating them. We need a strategy. Now we have an action plan for Crimea and Sevastopol, but this is tactics without a strategy. The Ukrainian authorities should attract people who are professionally engaged in counter-propaganda. Now we lack Crimean issue lobbyists. The Ministry of Temporarily Occupied Territories and IDPs of Ukraine and Department for the Autonomous Republic of Crimea and the city of Sevastopol are just lacking motivated employees. “The territorial integrity of Ukraine, return of Crimea and Donbas should be eventually legislated,” concluded Valentyna Samar.

Share

Twitter