Киев
,

«Настоящая цена угля в условиях войны на Донбассе: взгляд сквозь призму прав человека» – издание, которое исследует экономические, социальные и экологические последствия добычи угля на Донбассе в современных условиях  

Киев, 29 марта 2017.

Книга «Настоящая цена угля в условиях войны на Донбассе: взгляд сквозь призму прав человека» анализирует экономические, социальные и экологические последствия добычи угля на Донбассе в современных условиях. Издание является итогом исследования, проведенного Восточноукраинским центром общественных инициатив в сотрудничестве с участниками Коалиции общественных организаций и инициатив «Справедливость ради мира на Донбассе» при поддержке Представительства Фонда имени Генриха Белля в Украине. Доступен англоязычный вариант книги. Об этом рассказали авторы и партнеры во время презентации издания в Украинском кризисном медиа-центре.

 

О процессе сбора информации

По словам координатора программы «Изменения климата и энергетическая политика» Представительства Фонда имени Генриха Белля в Украине Оксаны Алиевой, тема важности перехода от угольной промышленности к возобновляемым источникам энергетики является сверхактуальной.

Председатель ОО Восточноукраинский центр общественных инициатив Владимир Щербаченко отметил, что исследование помогло посмотреть на проблему в другом, гуманитарном, контексте. «У нас было несколько источников информации. Мы делали мониторинговые визиты, объехали на подконтрольных правительству территориях те угольные предприятия, те города, поселки, где сохранились шахты, где они работают. В том, числе ездили по поселкам непосредственно на линии разграничения – Торецкое, Артемово, Новотошковка», – рассказал он. Брали интервью у шахтеров и членов их семей. Также посылали запросы в государственные структуры для получения статистической информации. Владимир Щербаченко отметил, что исследование не претендует на академичность – это, скорее, общественный взгляд, призваный спровоцировать общественную дискуссию.

 

Социальный аспект

Этот вопрос, прежде всего, касается нарушения трудовых прав на угледобывающих предприятиях – невыплата заработной платы и несоблюдение правил безопасности труда. Этому посвящен раздел IV «Соблюдение социальных и трудовых прав». Анастасия Некрасова, аналитик ОО Восточноукраинский центр общественных инициатив, отметила: «После начала конфликта более 70% угольных шахт остались на территории, контролируемые незаконными вооруженными формированиями. […] Соответственно, нет контроля за соблюдением норм безопасности труда. […] По задолженности по заработным платам, то на декабрь 2016 было сообщение о почти 400 миллионах перед государственными предприятиями Украины». Часто люди пытаются бастовать, как в Макеевке, но это не имеет никакого результата. Также отдельно в книге исследуются вопросы детского труда и дискриминации женщин на угольных предприятиях. По словам г. Анастасии, женщины являются социально активными, но они не занимают руководящие должности, не задействованны на подземных работах, получают меньшую зарплату. Таким образом, женщина вынужденно зависит от мужчины.

 

Экологическая ситуация

Олег Савицкий, эксперт по климатической и энергетической политике Национального экологического центра Украины, рассказал о вреде окружающей среде, которые наносят угольные предприятия: «Со времени конфликта очень много изменений произошло в угольной отрасли. Часть шахт была разрушена в ходе конфликта и после конфликта из-за отключения электроэнергии, из-за обстрелов. Определенное количество шахт были затоплены. И это, соответственно, имеет негативные локальные экологические последствия. С оккупацией любые вопросы природоохранные вообще исчезли из повестки дня. […] Мы имеем гуманитарный кризис, вызванный целым рядом факторов». Во многих регионах разрушены очистительные сооружения, существует нехватка питьевой воды. Этот вопрос раскрывает раздел III «Потерянная окружающая среда».

 

Рекомендации для дальнейших трансформаций

«Легких путей выхода нет. […] Также нужны серьезные политические изменения», – убежден Олег Савицкий. Переход на возобновляемые источники энергии является актуальным. Важно изменить авторитарную структуру угольных предприятий, когда люди зависимы. В условиях, когда шахтеры не имеют никакой альтернативы трудоустройства, власть должна открыть возможности для их профессиональной переквалификации. Анастасия Некрасова отметила, что закрытие шахт должно происходить постепенно. На базе старых предприятий должны появляться новые. «Должна быть четкая гуманитарная составляющая по поддержке граждан Украины, которые живут в условиях блокады», – резюмировал господин Щербаченко.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

“Real price of coal during the war in Donbas: a glimpse through the lens of human rights” – a research into economic, social and environmental impacts of coal mining in Donbas under current conditions

Kyiv, March 29, 2017.

The book “Real price of coal during the war in Donbas: a glimpse through the lens of human rights” analyzes economic, social and environmental impacts of coal mining in Donbas under current conditions. It is the result of a research conducted by the Eastern Ukrainian Center for Civic Initiatives in collaboration with members of the Coalition of NGOs and initiatives “Justice for Peace in Donbas” supported by Heinrich Böll Foundation in Ukraine. An English version of the book is also available. This was reported by authors and partners during the presentation of the book at Ukraine Crisis Media Center.

On the process of gathering information

According to Oksana Aliieva, coordinator of program “Climate changes and energy policy” of the Heinrich Böll Foundation in Ukraine, the issue of the necessity of the transition from coal mining to renewable energy sources is of paramount importance.

Volodymyr Shcherbachenko, head of the NGO Eastern-Ukrainian Centre for Civic Initiatives, noted that the research helped to look at the problem in a different, humanitarian context. “We had several sources of information. We paid monitoring visits, traveled to those coal mines, cities, villages in government controlled areas where mines continue working. We also visited the villages on the boundary line: Toretsk, Artemove, Novotoshkivka,” he said. They interviewed miners and their families and sent requests to government agencies for statistical information. Mr. Shcherbachenko stressed that the research does not claim to be academic, it is rather a public opinion designed to provoke public debate.

Social aspect

This issue concerns, first of all, violation of labor relations at mining enterprises, like overdue salaries, violation of labor safety regulations, etc. This is the topic of Chapter IV “Abiding by social and labor rights”. Anastasia Nekrasova, analyst at NGO Eastern-Ukrainian Centre for Civic Initiatives, noted: “After the conflict began, 70% of coal mines remained in militants-controlled territories. […] Therefore, there is no control over labor safety. […] As for overdue salaries, in December 2016 we had information about almost 400 million debts at state-owned enterprises. People often try to go on a strike, like it was in Makiivka, but it does not give any result. The book also researches the issues of child labor and discrimination of women at coal-mining enterprises. According to Ms. Nekrasova, women are socially active, but they do not usually have any senior management positions, do not work underground and get lower salaries. Thus, a woman is dependent on her husband.

Environmental situation

Oleh Savytskyi, expert on climate and energy policy of the National Ecological Center of Ukraine, informed about environmental damage caused by coal mines: “Many changes have appeared in the coal industry during the conflict. Some mines have been destroyed during and after the conflict due to power outages and bombardments. Some have been flooded. This, consequently, has negative local environmental impacts. With the occupation, any environmental issues have been removed from the agenda. […] We face a humanitarian crisis caused by a number of factors.” In many regions, waste treatment facilities have been destroyed. There is a shortage of drinking water. This issue is detailed in Section III “Lost environment.”

Recommendations for further transformation

“There are no shortcuts. […] Significant political changes are also required,” believes Oleh Savytskyi. Switching to renewable energy is urgent. The authoritarian structure of the coal mines where people are dependent should be changed. When miners have no alternative to become employed, the government should open the way for their professional retraining. Anastasia Nekrasova noted that mining sites should be closed gradually. New enterprises should appear on the basis of the old ones. “There should be a clear humanitarian component to support the citizens of Ukraine who live in conditions of blockade,” concluded Mr. Shcherbachenko.

Share

Twitter
More news on the topic