Киев
,

Новое законодательство по пассажирским перевозкам в целом прогрессивное, но отдельные аспекты требуют более широкого обсуждения – дискуссия

Киев, 07 апреля 2017.

Пакет законодательства по регулированию рынка пассажирских перевозок, наработанный Министерством инфраструктуры Украины, предлагает существенную дерегуляцию и либерализацию рынка. У представителей отрасли есть свои замечания и предложения к новому законодательству, которые они просят учесть. Представители смежных государственных органов – Государственной регуляторной службы и Государственной службы по безопасности на транспорте, отмечают, что важно внедрять любые изменения комплексно и на уровне законодательства, а также позаботиться, чтобы после дерегуляции остались достаточные механизмы контроля. С такими позициями выступили стороны во время экспертной дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

Виктор Сасин, советник министра инфраструктуры Украины, считает, что изменения будут выгодны и для перевозчиков, и для потребителей: первые смогут свободно конкурировать, другие выигрывают от того, что перевозчики будут больше заботиться о качестве автопарка и пытаться снизить цены. По его словам, постепенный рост тарифов на перевозки в течение последних лет обусловлен не только инфляцией, но и монополией перевозчиков на своих маршрутах. «Наша основная цель – дать возможность бизнесу конкурировать, той части перевозчиков, которые лицензированы – выйти из тени. […] Есть минимальные требования. Если перевозчик соответствует лицензионным требованиям и допущен к рынку, он имеет право принимать участие в предоставлении услуг регулярных автобусных перевозок», – отметил он. Виктор Сасин добавил, что законопроект 4683 почти финализирован, вскоре его будут выносить на общественное обсуждение; в Верховную Раду – в ближайшие 2 месяца. Он предусматривает имплементацию около 90% евродиректив в этой области, в том числе по нормам лицензирования.

Ксения Ляпина, председатель Государственной регуляторной службы Украины, и Михаил Ноняк, председатель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте, отметили, что реформа этой отрасли требует продуманных, постепенных системных изменений во всем смежном законодательстве. Только в таких условиях новая модель сможет работать гармонично. «Попытка ввести эту модель одновременно на всех направлениях приведет к еще большему конфликту на рынке. К сожалению, сегодняшняя модель очень глубоко прописана на уровне законов. […] Сделать полреформы на уровне постановления Кабмина невозможно. На уровне постановления можно разве что либерализовать межобластные перевозки», – отметила Ксения Ляпина.

Одна из проблем, которые обязательно нужно решить – огромное количество льготников. По словам Ореста Климпуша, председателя Федерации работодателей транспорта, министра транспорта в 1992-1994 годах, сейчас государство может компенсировать перевозчикам не более 10% расходов на перевозку этих категорий пассажиров, а сама процедура получения такой компенсации чрезвычайно бюрократизирована. «Нонсенс, что человек имеет право на льготные междугородние и межрегиональные перевозки, но средств на компенсацию не заложено», – подчеркнул он. Такое положение дел приводит к тому, что перевозчики начинают закладывать эти потери в стоимость билетов, так же как и расходы на административные барьеры, которые им приходится преодолевать для получения разрешения. «За все, и за свою защиту, всегда платит конечный потребитель. Чем больше мы его пытаемся защитить, тем дороже это для него стоит. Всегда нужно искать баланс», – отметила Ксения Ляпина.

Наиболее логичное решение – монетизировать эти льготы. Реальное количество перевозок возможно контролировать через механизм электронных билетов. Еще один вариант – передать этот вопрос на местный уровень, чтобы громады решали, сколько средств они могут это выделить и какой механизм для них удобнее, предлагает Орест Климпуш. Виктор Сасин добавил, что в проектах заложен механизм, согласно которому перевозчик получает заказ от организатора перевозки (сельсовет, райгосадминистрация) и получает оплату за фактическое выполнение этой услуги (регулярные рейсы между определенными пунктами). Тогда для перевозчика не имеет значения, были ли у него льготные пассажиры и сколько пассажиров было в салоне.

Конкурсы на маршруты для перевозчиков предлагают вообще отменить, но установить более жесткие условия лицензирования по европейским стандартам. Заказ на определенные категории перевозок можно отдать на усмотрение местных властей.

Перевозчики больше всего обеспокоены тем, что те, кто готовился заходить на рынок по старым правилам, теперь столкнутся с трудностями. Однако советник министра инфраструктуры уверяет, что предполагается длительный переходный период, поэтому перевозчики не пострадают.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Discussion: New legislation on passenger transport is progressive, but some aspects need broader discussion

Kyiv, April 07, 2017.

The Ministry of Infrastructure of Ukraine developed a legislation package meant to regulate the market of passenger transport. It offers significant deregulation and liberalization of the market. Representatives of the industry have their comments and proposals for the new legislation, which they ask to consider. Representatives of related government bodies, the State Regulatory Service and the State Service for Transport Safety, emphasize the importance of introducing changes comprehensively and at the legislation level, and seeing to it that after deregulation there are enough control mechanisms. These were positions of the parts to an expert discussion held at Ukraine Crisis Media Center.

Viktor Sasin, Adviser to the Minister of Infrastructure of Ukraine, believes that changes will be beneficial for both carriers and consumers: the former will be able to compete freely, while the latter will benefit because carriers will care more about the quality of the vehicles and try to reduce prices. He said the gradual increase in transportation tariffs in recent years was due not only to inflation but also the carriers’ monopoly on their routes. “Our main objective is to enable businesses to compete, and licensed carriers to come out of the shadows. […] There are minimum requirements. If the carrier meets licensing requirements and is admitted to the market, he has the right to participate in the provision of regular bus transportation services,” he noted. Viktor Sasin added that Draft Law 4683 had been almost finalized and soon it would be presented for public discussion; and to Parliament within the next 2 months. It provides for the implementation of about 90% of European recommendations in this field, including the licensing regulations.

Ksenia Liapina, Head of the State Regulatory Service of Ukraine, and Mykhailo Noniak, Chairman of the State Service of Ukraine for Transport Safety, stressed that the reform of this sector requires thoughtful, progressive systemic changes to all the related legislation. Only under such conditions the new model can work congruously. “Trying to introduce this model in all directions simultaneously will lead to further conflict in the market. Unfortunately, the current model is spelled out very deeply in the laws. […] it is impossible to conduct half a reform at the level of the Cabinet’s resolution. The level of resolution may be enough only to liberalize interregional transportation,” emphasized Ksenia Liapina.

One of the problems to be solved is a huge number of persons entitled to benefits. According to Orest Klympush, Head of the Federation of Employers in Transport, Transport Minister in 1992-1994, the state can currently compensate the carriers no more than 10% for carrying these passengers; the procedure to obtain compensation is extremely bureaucratic. “It is absolute nonsense, that a person is entitled to preferential intercity and interregional transportation, but money for the compensation have not been laid,” he stressed. As a result, the ticket price must cover the losses, as well as the costs of administrative obstacles which carriers have to overcome to get permission. “The end consumer always pays for all, including their protection. The more we try to protect them, the more expensive it is for them. We should always look for balance,” said Ksenia Liapina.

The most logical solution is to monetize these benefits. The real passenger traffic can be monitored through the mechanism of electronic tickets. Another option is to refer the matter to the local level for a community to decide how much money they can allocate to it and choose an appropriate mechanism, offers Orest Klympush. Viktor Sasin added that the projects provide a mechanism by which the carrier receives a request from the organizer of transportation (village council, district administration) and is paid for the actual implementation of the service (regular traffic between certain points). Then it does not matter for the carrier if there are concessionary travelers and how many passengers travel.

As to competitions for a route, it is proposed to cancel them but set stricter conditions for licensing in accordance with European standards. Requests for certain categories of transportation can be given at the discretion of local authorities.

Most carriers are concerned that those who prepared to enter the market by the old rules will face difficulties now. However, the advisor to the Minister of Infrastructure says there will be a long transition period, so carriers will not be affected.

Share

Вконтакте Twitter
More news on the topic