Киев
,

По доказательствам, собранным НАБУ и САП, в коррупции обвинены почти 200 чиновников, более 160 являются подозреваемыми – Артем Сытник

Киев, 25 апреля 2018.

На начало марта 2018 по доказательствам, собранным Национальным антикоррупционным бюро и Специальной антикоррупционной прокуратурой, в коррупции обвиняются почти 200 должностных лиц, более 160 являются подозреваемыми. Об этом заявил Артем Сытник во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

«За 3 года работы сотрудники НАБУ не изменили миссии и ценностям, которые изначально декларировали. Детективы успешно проходят испытания психологическим давлением и большими деньгами. За 3 года работы 200 детективов НАБУ сделали то, что за предыдущие 20 лет не смогла сделать вся правоохранительная система Украины – начали привлекать к ответственности лиц, которых раньше к ответственности никто не привлекал. 4-5 лет назад было бы невозможным провести расследование относительно действующих руководителей Счетной палаты, председателя ЦИК, Государственной аудиторской службы, Государственной фискальной службы. Эти лица были пойманы на коррупции, доказательства собраны и большинство дел уже переданы в суд. На очереди – дела в отношении должностных лиц из ряда министерств и ведомств, судей, депутатов, руководителей крупных государственных предприятий», – заявил Артем Сытник.

Сегодня в НАБУ – 650 сотрудников. Из них – 250 детективы, которые непосредственно проводят расследование, 200 – начальнический состав (Управление специальных операций и оперативно-техническое управление), остальные – государственные служащие. В начале мая НАБУ объявит 4-ю, последнюю волну конкурса на должности детективов.

«По поводу воображаемого конфликта между НАБУ и САП:  эти два ведомства передали в суд вдвое больше дел, чем за предыдущих два месяца. Хотел бы напомнить события последних дней: дело по одному из руководителей Генеральной прокуратуры – получение взятки, позавчера был задержан судья одного из столичных судов, вчера – сотрудник Службы безопасности Украины», – отметил глава НАБУ. Артем Сытник детализировал, что вчерашнее задержание – это завершение операции, которая сорвалась в декабре 2017 года. Задержанного взяли на получении взятки в размере 47 тысяч долларов – за непривлечение к ответственности лиц, которые могли незаконно получить вид на жительство в Украине.

Артем Сытник сообщил также о публикации итогов экспертного анализа работы Национального антикоррупционного бюро и Специальной антикоррупционной прокуратуры Украины, проведенного международными специалистами в октябре-декабре 2017 года. Деятельность обоих антикоррупционных органов оценивали по критериям результативности, эффективности и независимости. В составе экспертной группы – двое представителей Генеральной инспекции Министерства юстиции США, один специалист из Совета Европы и один – из Украины.

Среди основных достижений НАБУ эксперты отмечают профессиональную и мотивированную команду, создание подразделения внутреннего контроля и тесное сотрудничество с Общественным советом. Эксперты зафиксировали многочисленные попытки давления на НАБУ извне, особенно в конце 2017 года, но не обнаружили признаков того, что эти попытки дали результат. Также не обнаружили признаков того, что расследование НАБУ и САП осуществлялись под влиянием ненадлежащих интересов. Экспертная группа не обнаружила в работе НАБУ серьезных процессуальных ошибок, нарушения прав человека или распространенной практики злоупотреблений. Эксперты смогут полностью оценить работу обоих учреждений только после того, как суды завершат рассмотрение определенного количества дел, в которых обвиняемые не признают своей вины.

Среди наиболее приоритетных рекомендаций, которые требуют мер за пределами НАБУ и САП – обеспечить возможность НАБУ самостоятельно снимать информацию с каналов связи и обеспечить полный доступ к базе электронных деклараций; не допускать внесения изменений в законодательство, регулирующее работу НАБУ и САП, без консультации с экспертами, общественностью и другими правоохранительными органами; изменить статус САП – превратить её в автономный орган прокуратуры и ограничить влияние Генпрокурора на её работу; улучшить способность суда, рассматривающего ходатайство НАБУ на стадии досудебного расследования и создать новый Высший антикоррупционный суд.

«Мы подошли к точке невозврата в антикоррупционной реформе – это создание действительно независимого антикоррупционного суда, и не просто «суда, чтобы создать суд», а с учетом всех рекомендаций и Венецианской комиссии, и других экспертов. Если этот суд будет создан, мы наконец получим ответы по тем многим делам, которые мы уже передали в суд. К сожалению, сейчас дела, которые в судах, не двигаются », – отметил Артем Сытник.

Подробнее с отчетом экспертной группы можно ознакомиться по ссылке.

Поделиться в соцсетях

Twitter

Kyiv
,

Two hundred officials already charged with corruption, 160 more under investigation – NABU

Kyiv, April 25, 2018.

As of the beginning of March 2018, two hundred Ukrainian officials were charged with corruption and 160 more were under investigation, thanks to joint work of the National Anti-Corruption Bureau and Special Anti-Corruption Prosecutor’s Office, reported Artem Sytnyk, Director of NABU, at a press briefing at Ukraine Crisis Media Center.

“After three years of work, our colleagues did not betray the values and the mission declared at the beginning. Our detectives successfully passed the test both by psychological pressure and big money. During these three years, they succeeded to do something that the whole Ukraine’s law enforcement system could not do for more than 20 years – they started bringing to account those who were ‘untouchable’. Four or five years ago one hardly could imagine an investigation against top-officials from the Accounting Chamber, from the Central Election Commission, State Audit Service, or State Fiscal Service of Ukraine. Now, these people are caught on corruption, there is evidence and the majority of cases are passed to courts. And there will be far more cases against corrupt officials from a number of ministries, MPs, judges, and directors of big state enterprises,” said Artem Sytnyk.

At present, the NABU has 650 staff members, including 250 detectives, 200 specialists from Special Operations Department and Technical Operative Department, the others are officials. NABU will announce the last recruiting campaign for detectives in early May.

Artem Sytnyk called misunderstandings between the NABU and Special Anti-Corruption Prosecutor’s Office “an imagined conflict” and said it had no impact on their work. “Both institutions have passed to court twice as many cases as in the previous two months. Let’s remind the recent case against one ofthe top-officials from the Prosecutor General’s Office, as well as a judge from one of Kyiv courts who was arrested just a day ago, an official from the Security Service of Ukraine, arrested yesterday,” noted Artem Sytnyk [dates referred to are April 23 and April 24]. He added that the latter arrest marked the completion of NABU’s operation which was disrupted in December 2017. The arrested SBU official took a $47 thousand bribe for not revealing facts he knew about bribe givers –  that they were going to receive residence permits in Ukraine illegally.

Artem Sytnyk also announced that the report on the independent technical assessment of NABU and SAPO work, made by international experts in October-December 2017, has already been published. The expert group consisted of four experts: two representatives of the Office of the Inspector General, US Department of Justice – Carol Taraszka and Eric Johnson, Council of Europe anti-corruption expert Flemming Denker, and Ukrainian anti-corruption expert Dmytro Kotlyar. They analyzed the work of both institutions according to criteria of effectiveness and independence.

According to the report, NABU’s key achievements are the creation of a professional and devoted team, efficient Internal Control Unit and close cooperation with the Civil Oversight Council. Experts reported multiple attempts of external pressure on the NABU, especially in the end of 2017, but did not find signs that these attempts were successful. They also found no indications that NABU’s and SAPO’s investigations were influenced by improper interests. Experts did not find any serious procedural mistakes, human rights violations, or widespread practice of abuse within the NABU. However, experts mentioned that it is too early to give a comprehensive assessment of NABU’s and SAPO’s efficiency before a number of cases where the accused deny their guilt are completed by courts.

Among high priority recommendations requiring external actions are: to authorize the NABU to directly intercept telecommunications without relying on any other agency and provide to the NABU the full access to the data of officials’ asset declarations;  avoid changes to the legislation regulating the work of the NABU and the SAPO without prior consultations involving the civil society, experts, representatives of the NABU and the SAPO and other law enforcement agencies; to transform the SAPO into an autonomous public prosecution office and limit the Prosecutor General’s influence on its operation; to strengthen capacity of courts analyzing NABU’s pretrial motions, and establish the new High Anti-Corruption Court.

“The establishment of an independent anti-corruption court will become a point of no return in the anti-corruption reform. For this court not to become a mere formality, it is important to take into account recommendations of the Venice Commission and other experts. If the High Anti-Corruption Court will be created, we will finally see progress with cases which have already been passed to court. Unfortunately, there is no progress at present,” Sytnyk noted.

The full text of the Assessment is available here.

Share

Twitter