Киев
,

Необходимо создать экспертную группу при СНБО для формулирования четкой позиции Украины относительно договора с РФ по Азовскому морю – эксперты

Киев, 04 октября 2018.

Для выработки четкой государственной позиции относительно того, должна ли Украина денонсировать договор с Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, необходимо создать экспертную группу при Совете национальной безопасности и обороны Украины. Таков основной вывод экспертной дискуссии в украинском кризисном медиа-центре в рамках презентации аналитического документa Центра «Новая Европа», в котором проанализированы аргументы «за» и «против» денонсации договора.

«В 2003 году Украина под давлением вынуждена была подписать договор, который значительно сужает её права, которые могли бы быть предоставлены международным морским правом. Денонсация, как считают ее сторонники, внесла бы правовую ясность [в этот вопрос] », – отметил Сергей Солодкий, заместитель директора Центра «Новая Европа». Он добавил, что для Украины важно как можно активнее коммуницировать с международными партнерами по этому вопросу, информировать их о том, что происходит в Азовском море, к каким нарушениям Россия уже прибегла и может прибегнуть в будущем.

Александр Моцик, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины рассказал, что действующий договор изначально был довольно проблематичным. Еще на этапе переговоров о разграничении морских акваторий российская сторона не соглашалась брать за основу Конвенцию ООН по морскому праву от 1982 года, а продвигала идею «внутреннего моря». По его мнению, Украине следует вновь вынести на рассмотрение законопроект о территориальном море Украины, который был принят Верховной Радой в первом чтении еще в 2002 году. «По моему мнению, при СНБО должна быть создана экспертная рабочая группа с привлечением руководителей соответствующих министерств и ведомств, а также экспертов, которые хорошо знают ситуацию с точки зрения международного права», – подчеркнул Александр Моцик.

«Никаких нарушений со стороны Украины не будет [в условиях расторжения договора], поскольку в самом договоре прописано, что стороны должны начать переговоры о разграничении акватории Азовского моря», – подчеркнул Владимир Василенко, доктор юридических наук, Чрезвычайный и Полномочный Посол Украины. Он добавил, что в связи с саботированием Россией переговоров по установлению линии государственной морской границы, как это было предусмотрено договором, Украина имеет право применить Венскую конвенцию о правах международных договоров для его денонсации.

По мнению Бориса Бабина, представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым, за позицией «против» денонсации могут стоять интересы рыболовного бизнеса, которому выгоднен status quo. Он напомнил, что квоты на вылов рыбы в Азовском море до сих пор определяются совместно с Россией, согласно межведомственному соглашению 1993 года с вопросам рыбачества в Азовском море. Хотя это прямо не предусмотрено соглашением, Россия взяла на себя функцию ежегодно распределять квоты на вылов рыбы, которые затем утверждаются украинской стороной. При Представительстве Президента уже действует рабочая группа, которая рассматривает случаи незаконных посягательств на интересы Украины в сфере морского хозяйства. Борис Бабин выразил несогласие с аргументом, что после денонсации договора Россия начнет мешать работать украинским рыбакам, отметив, что это уже происходит длительное время. «Как правильно говорят Президент и Министерство обороны, основной наш путь на Азове – это усиление нашей военной политики и политики безопасности способности, и мы уже имеем первые результаты […] Мы имеем пример, когда суда ВМС Украины впервые с 2014 года прошли через Керченский пролив» , – отметил представитель Президента Украины в Автономной Республике Крым. Он добавил, что западные партнеры пристально следят за ситуацией и настроены поддерживать Украину.

Антон Кориневич, кандидат юридических наук, доцент кафедры международного права Института международных отношений КНУ им. Тараса Шевченко, предостерег от денонсации договора до формирования общей позиции всех органов власти о том, какие альтернативы будут лучше для Украины. «Азовское море является замкнутым или полузамкнутым в соответствии с положениями Конвенции по морскому праву. Соответственно, так или иначе нужно будет вступать в какие-то договорные отношения с Российской Федерацией для использования ресурсов этого моря. Вопрос в том, сможем ли мы сейчас обеспечить лучшую сделку, учитывая ситуацию фактического контроля РФ над Азовским морем и Керченским проливом », – пояснил он. По его мнению, важно дождаться толкования договора от Международного трибунала ООН по морскому праву. Также Антон Кориневич отметил, что договор по Азовскому морю, в отличие от договора с Россией о дружбе, партнерстве и сотрудничестве, является техническим, а не политическим документом, поэтому невозможно сказать, улучшится ситуация в Азовском море после его денонсации.

Поделиться в соцсетях

Twitter

Kyiv
,

It is necessary to create an expert group under the National Security and Defense Council to formulate a clear position of Ukraine regarding a treaty with the Russian Federation on the Azov sea – experts

Kyiv, October 04, 2018.

To develop a clear state position on whether Ukraine should denounce a treaty with the Russian Federation on cooperation in the use of the Azov sea and the Kerch strait, it is necessary to create an expert group under the National Security and Defense Council of Ukraine. This is the main conclusion of the expert discussion at Ukraine Crisis Media Center as part of the presentation of the analytical document of the New Europe Center, which analyzes pro et con arguments regarding the denunciation of the treaty.

“In 2003, Ukraine was under pressure to sign a treaty, which greatly narrowed its rights that could be provided under international maritime law. Denouncement, according to its supporters, would bring legal clarity [on this issue],”said Sergey Solodky, deputy director of the New Europe Center. He added that it is important for Ukraine to communicate as actively as possible with the international partners on this issue, to inform about what is happening in the Azov sea, what violations Russia has already caused and can resort to in the future.

Oleksandr Motsyk, Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of Ukraine, said that the current treaty has been problematic from the beginning. Even at the stage of mere negotiations on the delineation of marine waters, the Russian side did not agree to perceive the UN Convention on the Law of the Sea of 1982 as basis for the treaty, but promoted the idea of “internal sea.” In his opinion, Ukraine should consider again the bill on territorial sea of Ukraine, which was adopted by the Verkhovna Rada in the first reading in 2002. “In my opinion, an expert group should be set up under the National Security and Defense Council, with the involvement of the heads of relevant ministries and departments, as well as experts, who are well aware of the situation from the point of view of international law,” Alexander Motsyk emphasized.

“There will be no violations on the part of Ukraine [on the terms of terminating the treaty], since the treaty itself states that the parties should begin negotiations regarding the demarcation of the waters of the Azov Sea,” said Volodymyr Vasylenko, PhD in Law and Ambassador Extraordinary and Plenipotentiary of Ukraine. He added that due to Russian sabotage of negotiations on the establishment of a state maritime border line, as provided by the treaty, Ukraine has the right to apply the Vienna Convention on the Rights of International Treaties to denounce it.

In the opinion of Boris Babin, the representative of the President of Ukraine in the Autonomous Republic of Crimea, the position against denunciation may be the interests of fishing business, which benefits from the status quo. He recalled that fishing quotas in the Azov sea are still determined jointly with Russia, in accordance with the Interagency Agreement of 1993 on fisheries in the Azov sea. Although this is not explicitly provided for by the agreement, Russia has assumed the responsibility to allocate fishing quotas each year, which are then approved by the Ukrainian side. Under the Presidential Administration, a working group is already established, which deals with cases of illegal encroachments on the interests of Ukraine in the field of maritime economy. Boris Babin expressed disagreement with a position that after the denunciation of the treaty, Russia would interfere with the activities of Ukrainian fishermen, noting that this is already going on for a long time. “As the President and the Ministry of Defense keenly note, our main road to Azov is to strengthen our military and security capabilities, and we already have the first results. […] There is a recent precedent, when Ukrainian navy ships sailed through the Kerch strait for the first time since 2014,” said the representative of the President of Ukraine in the Autonomous Republic of Crimea. He added that Western partners are closely monitoring the situation and are determined to support Ukraine.

Anton Korynevych, PhD in Law and Associate Professor, Department of International Law at the Institute of International Relations, Taras Shevchenko National University of Kyiv, warned against denunciation of the treaty before the formation of a common position of all officials on which alternatives would be better for Ukraine. “The Azov sea is closed or semi-enclosed, in accordance with the provisions of the UN Convention on the Law of the Sea. Accordingly, one way or another we will need to enter into some contractual relationship with the Russian Federation to use of the resources of this sea. The question is whether we can now secure a better deal, taking into account the de facto Russian control over the Azov sea and the Kerch strait,” he explained. In his opinion, it is important to wait for the interpretation of the treaty from the International Tribunal for the Law of the Sea. Also, Anton Korynevych also explained that the treaty on the Azov sea, in contrast to the treaty with Russia on friendship, partnership and cooperation, is a technical rather than a political document, therefore it is impossible to say whether the situation in the Azov sea will improve after it has been denounced.

Share

Twitter