Киев
,

Инструменты российской пропаганды в странах Восточной Европы – одинаковые – исследование

Киев, 27 февраля 2017.

Во всех странах Восточной Европы и в Украине российская пропаганда использует практически одинаковые инструменты и месседжи. Меняются только некоторые акценты, учитывая специфику ситуации в каждой конкретной стране. Такими оказались результаты исследований специалистов из Польши, Чехии, Словакии, Венгрии, Молдовы и Украины, представленные в рамках конференции «Информационная война в Интернете. Разоблачение и противодействие прокремлевской дезинформации в странах Центральной и Восточной Европы», которая состоялась в Украинском кризисном медиа-центре. «Мы пытались проанализировать выбранные порталы. Все партнёры-участники проекта делали это в своей стране. Мы охватили несколько таких порталов и обнаружили несколько примеров фейковой или сманипулированной информации. Это довольно впечатляющая цифра, потому что это – только за июль – октябрь 2016 года», – рассказала Малгожата Бониковская, президент Centre for International Relations.

В дезинформационных материалах широко используется манипуляция фактами и эмоциями, игра на страхах и болезненных темах, раздувание проблем. Распространению дезинформации способствуют условия современной информационной среды – доступный Интернет и соцсети, высокий уровень анонимности. Этому способствуют также недостаточная медиаграмотность большей части населения и не всегда профессиональная работа журналистов. «Это проблема не только прокремлевской пропаганды – это проблема нового феномена распространения ложной или манипулятивной информации. Мы живём в XXI веке с Интернетом, социальными сетями и многими другими каналами коммуникации, и многие люди, и в том числе мейнстримные медиа, иногда не замечают, что распространяют фейк. Это огромный вызов для нас всех», – отметила Малгожата Бониковская.

Польша

Сеть пропагандистских СМИ включает сайты, соцсети и YouTube. Очень активны «тролли», особенно в комментариях к новостям, которые касаются НАТО, Украины, отношений между США, Россией и ЕС. Для манипулятивных материалов характерно смешение реальных фактов и личной точки зрения автора.

Основные месседжи, которые раздаются из дезинформационных материалов – о том, что Запад «кинет» Польшу, как в 1939-м, что Польша превращается в «вассала США», а НАТО – «инструмент США», созданный с целью «защитить интересы малой элитарной группы» и сейчас «провоцирует Путина». Активно спекулируют на теме Волынской трагедии, акцентируя, что в Киеве к власти пришли «те же бандеровцы», что Украина претендует на польские земли, при этом напоминают про «польский Львов» и призывают объединиться с «братьями-славянами», то есть русскими, вместо «гомосексуального Запада».

Встречаются вопиющие фейки, как, например, два интервью с польскими генералами, которых [интервью] на самом деле никогда не было. В одном из них говорится, например, что направлять в Польшу подразделение НАТО «из гомосексуалистов и трансвеститов» – это попытка «выставить Польшу в посмешище». Ещё один интересный пример – сообщение, что украинские правые якобы считают, что Перемышль должны входить в состав Украины. Это опубликовали как новость 14 июля 2016 – через 3 дня после годовщины Волынской трагедии, но основная часть статьи – отрывки из интервью спикера «Правого сектора» Тараса Тарасенко для ежедневного издания «Речь Посполитая», которое было опубликовано в январе 2014 года.

«Типичная черта таких статей – что они написаны обычно анонимными авторами. Это не позволяет публично разоблачить этих «журналистов». А это очень важно, потому что одна из наших рекомендаций по лучшего метода противодействия кремлёвской пропаганде – рассказывать широкой общественности о таких авторах дезинформации», – отметил Энтони Виерзейский, аналитик Centre for International Relations.

Иногда дезинформация попадает и в мейнстримные СМИ – как, например, история о том, что Египет якобы передал России «Мистрали», которые Франция отказалась продавать России.

Словакия

Основным источником распространения дезинформации являются так называемые «альтернативные медиа» и соцсети, рассказала Ивета Варенёва, внештатный научный сотрудник Slovak Foreign Policy Association. В рамках исследования были проанализированы 6 онлайн-медиа, замеченные в распространении дезинформации. Для них характерно низкое качество текста – нередко это машинный перевод русского текста. Техники пропаганды – те же, что в других странах: искажённое освещение событий, манипуляция фактами, сочетание несвязанных между собой событий в одном контексте, ссылки на сомнительные источники или отсутствие ссылок, ссылки на псевдоэкспертов, отсутствие границы между авторской точкой зрения и фактами .
Месседжи типичные – восхваление Путина как сильного лидера, осуждение НАТО как агрессора, тезисы в поддержку российского вмешательства в Украине и Сирии и пр. «Интересная и опасная тенденция – что словацкие политики приобщаются к распространению прокремлевской пропагандистской точки зрения и таким образом побуждают своих сторонников читать эти ресурсы вместо ведущих СМИ. Один из таких – лидер парламентской фракции партии «Мы семья», рассказала Ивета Варенёва. В то же время, за влияние пропаганды начал ослабевать благодаря деятельности объединения «Конспираторы», которые создали «чёрный список» фейковых ресурсов.

Чехия

Дезинформационных сайтов – около сотни, рассказала Ивана Смоленова, внештатный научный сотрудник, программный менеджер Prague Security Studies Institute. Один из них – российский «Спутник», ещё один принадлежит россиянину, который проживает в Праге. Остальные выглядят как местные инициативы, но их структура очень непрозрачна. Авторы исследования выделили среди этих ресурсов две основные группы – «сайты о теориях заговоров» и «альтернативные медиа». Первые – очень непрофессиональные и манипулятивные, их читательская аудитория невелика. Вторые работают профессионально и позиционируют себя как альтернативу «предвзятым мейнстримными СМИ». Там читательская аудитория больше.

Общие черты для обеих групп – фокус на событиях за рубежом и зацикленное повторение новостей той же тематики (миграционная кризис, терроризм и т.д.). В материалах широко прибегают к искажённой интерпретации фактов, манипулятивным использованиям фото, ссылкам на «внутренние источники», игры на эмоциях. «Мы проанализировали 3000 статей. Из них каждая 5-я статья разжигала вражду, каждая 4-страх », – отметила Ивана Смоленова.

Месседжи – аналогичные тем, что продвигаются в других странах. Особенностью для Чехии стала кампания дискредитации личности Вацлава Гавела – с замыслом дискредитировать вместе с его личностью ценности свободы и демократии. По словам Иваны Смоленовой, общее впечатление от всех этих материалов – что их цель «скорее деконструировать, чем утвердить какие-то идеи».

Венгрия

Особенность Венгрии, по сравнению с другими странами Вышеградской четверки – широкое присутствие пророссийского нарратива в провластных мейнстримных медиа – например, государственном новостном агентстве МТИ, рассказала Агнешка Островская, координатор проекта Centre for International Relations. Они распространяют пророссийскую интерпретацию тех или иных событий, «теории заговора», допускают искажённую подачу информации, иногда почти легитимизируют так называемые «ДНР-ЛНР». Иногда материалы пропагандистских российских СМИ RT и Sputnik перепечатывают в авторских колонках. Это довольно опасная тенденция, так как эти каналы охватывают огромную аудиторию, а в сельской местности часто является основным источником информации.

Источниками дезинформации являются также сайты «карманных» общественных организаций и СМИ, которые позиционируют себя как «альтернативные». Они резко антизападные и часто перепечатывают новости из российских сайтов. Один из крупнейших таких сайтов, hidfo.ru, администрируют с российского сервера, хотя материалы пишут явно венгры. Есть подозрения, что за ним стоит ГРУ. Всего заметных дезинформационных них сайтов – около 10, мелких с очень малой читательской аудиторией – до сотни. Особенность этих СМИ – небольшое количество контента, который касается непосредственно Венгрии. В основном это резонансные и болезненные темы – миграционная кризис, угроза терроризма и тому подобное. Месседжи пророссийского нарратива типичны: о «загнивающем Западе», о том, что ЕС распадётся, о «хунте в Украине» и «американском империализме». Среди индивидуальных игроков, пророссийских «лидеров мнения» немного – в среднем до 5-6 экспертов и журналистов. Ещё около 12 – довольно антизападные, однако не прибегают к явной пропаганде.

В отличие от Чехии, в Венгрии «альтернативные СМИ» менее влиятельны – возможно, потому, что эту функцию уже взяли на себя правительственные. «По результатам соцопроса [GLOBSEC Policy Institute, 2016], только 16% населения предпочитают альтернативным медиа», – отметила Агнешка Островская. Независимые мейнстримные СМИ работают профессионально и пытаются опровергать ложные новости. Активность «троллей» в комментариях гораздо ниже, чем в Польше или Украине – вероятно, потому, что за пределами страны мало людей, которые владеют венгерским.

Молдова

Пропаганда активно использует слабые стороны страны – нерешённой ситуацию с Приднестровьем и сепаратистские настроения в Гагаузской автономии. Ситуацию осложняет большое количество российских агентов влияния в бизнесе и политикуме и то, что недавно избранный президент страны Игорь Додон – ярый сторонник Владимира Путина. При этом, Додон активно прибегал к манипуляции фактами и во время предвыборной кампании, пытаясь запятнать репутацию своего основного соперника, Майи Санду. По словам Петру Маковея, исполнительного директора Association of Independent Press, в значительной степени это и обеспечило ему победу на выборах. Наиболее резонансным стал фейк о том, что она обещала в случае победы принять в Молдову 30 тысяч сирийских беженцев.

В Молдове ретранслируют российские «Первый канал», «НТВ», «России» и многие другие, кроме «Россия 24», который запретили после мониторинга Национального регулятора. Другие источники дезинформации – страницы в соцсетях и сайты «карманных» общественных организаций, которые финансирует Россия. Ещё один важный агент влияния – Молдавская митрополия. По словам Петру Маковея, во время избирательной кампании церковь открыто призывала голосовать за Додона и осуждала других кандидатов.

В рамках исследования анализировали 6 порталов – Actualitati.md (портал Социалистической партии), Gagauzinfo.md ​​(портал Гагаузской автономии), «НТВ Молдова», «Панорама» и молдавскую службу «Спутник». «Основной вывод – что все они призваны утвердить несколько основных идей: что Европа вот-вот развалится, что кишинёвское правительство управляется из-за границы и ничего само не решает; что НАТО готовится воевать с Россией на территории Молдовы, Молдова повторит судьбу Украины, если не переориентируется; что Молдова никогда не будет членом ЕС и Ассоциация работает против интересов страны», – рассказал Петру Маковей. В Молдове, как и в Украине, активно спекулируют на языковом вопросе и продвигают месседж о «языковом геноциде» – якобы закрытии школ с русским языком обучения, о якобы отказе обслуживать в аптеках на русском языке и тому подобное.

Также прибегают к противопоставлению «ЛГБТ-Европы» и России как оплота христианских ценностей. В материалах обычно цитируют только пророссийских экспертов, прибегают к спекуляции, мистификации, искажённой интерпретации фактов, навешиванию ярлыков, разделению на «хороших» и «плохих».

Украина

«За 4 месяца исследования мы поймали на фейках до 20 украинских СМИ – как «Вести» и «РИАновости», что довольно ожидаемо, так и те, для которых это менее очевидно – «Новое Время», «Обозреватель», «Факты» , в частности, которые попадались на теме распространения «зрады», – рассказала Марго Гонтар, cооснователь StopFake.org. – Иногда причина в непрофессиональной журналистике – недостаточная проверка фактов. […] Но большинство фейков, которые нам встретились – те же, которые встречались в российских СМИ, и это фактически распространялось параллельно и в тех, и в других ».

Инструменты пропаганды типичны: ссылки на псевдоэкспертов, манипуляция фактами, создание страниц в соцсетях «под новость», вырывание из контекста, игра на эмоциях и тому подобное.

Интересно, что и в Украине наблюдаются попытки манипулировать темой «меньшинств, которые хотят автономии» – русинов и гагаузов. В частности, для подкрепления новости о последних специально создали сообщество в «ВКонтакте». «Гагаузская община потом сказала, что они к этому не имеют никакого отношения», – отметила Марго Гонтар. Громкий фейк, который подхватили в соцсетях и ряде СМИ – что УЕФА якобы расследуют факты допинга украинских спортсменов. «УЕФА нам сообщили, что никакого расследования о допинге Украины не начинали, и с этим вопросом все хорошо», – пояснила Марго Гонтар. Так же подхватили новость о том, что якобы «ДНР» открывает дипломатические представительства в Европе. На самом деле речь шла об общественной организации, название которой манипулятивно начинается как «Представительство ДНР».

«В целом ситуация неплохая, потому что у людей есть возможность получать информацию и украинские медиа все же склонны убирать фейковые новости после того, как мы публикуем опровержение, в то время как в российских никто опровергнуты новости не убирал», – подытожила Марго Гонтар.

За линией разграничения

Елена Голуб, эксперт Института Массовой Информации, представила результаты исследования новостей в восьми СМИ на оккупированных территориях. «Всего было обработано около 2100 новостей, вышедших в период с 17 по 25 января 2017 года», – рассказала она. Выяснилось, что 11% новостей содержали язык вражды. «Если украинские СМИ освещают самопровозглашенные власти не очень положительно, это не распространяется на жителей оккупированных территорий. Однако СМИ неподконтрольных территорий распространяют это на все украинское общество», – отметила она. Примерно 11% новостей были скорее всего фейками – там либо не указан источник информации, или источники очень приближенные к власти так называемых «республик».
Основные нарративы – о том, что скоро отменят санкции против РФ, что украинская власть полностью зависима от западных партнёров. Активно продвигают нарратив об угнетении русскоязычных в контексте новых законопроектов, это подают как «геноцид русскоязычного населения». Также зафиксировали материалы на тему Волынской трагедии, очень похожие на те, что появлялись в Польше. Много новостей об Украине касаются криминогенной ситуации. Сообщают о реальных фактах, но подают это как типичные ежедневные ситуации.

Около 20% новостей касались самопровозглашенной власти, из них 82% были комплиментарными, 18% – нейтральными. Негативных не было обнаружено. Украинских властей касалось 32% новостей, из них 87% – негативные, 13% нейтральны, причём подавляющее большинство последних почему-то касалась деятельности «Оппозиционного блока», Медведчука и Надежды Савченко. 8% новостей касались власти РФ, из них 91% – комплиментарные, 9% – нейтральные.

Выводы

Способность общества не поддаваться на влияние пропаганды требует прежде всего осознания того, что эта проблема существует. Полезной идеей стал бы курс медиа-грамотности уже со школьных лет. Экспертам, которые работают над этой темой каждый в своей стране, нужно объединять усилия и выносить тему на публичное обсуждение. «Пропаганда касается целого ряда сфер общественной жизни, поэтому и реакция должна быть со стороны всех слоёв общества. Нужно изучать сам феномен, разоблачать фейковые истории и рассказывать людям об этом», – отметила Ивана Смоленова. Важно повышать уровень образования в целом, потому что «пропаганда работает до тех пор, пока кто-то, кто готов в это верить».

Очень многое зависит от самих журналистов. «Мы иногда попадаем в ловушку, выбирая между интересным заголовком и ответственной формулировкой. Желание привлекать аудиторию вполне понятно, но важно при этом не превратиться самим в инструмент пропаганды », – отметила Агнешка Островская.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме