Деятельность отрядов территориальной обороны требует правового регулирования – эксперты, депутаты

Деятельность отрядов территориальной обороны требует правового регулирования – эксперты, депутаты
05 ноября 2015.

Киев, 5 ноября 2015 года – Деятельность отрядов территориальной обороны (ОТО) требует правового урегулирования. Такой точки зрения пришли участники круглого стола «Отряды территориальной обороны: карманные армии олигархов или часовые общественного спокойствия?», который состоялся в Украинском кризисном медиа-центре в рамках проекта «Украинский медиа-центр реформ».

Сейчас деятельность ОТО фактически регламентируют Закон Украины «Об обороне Украины» и Указ Президента Украины «Об утверждении Положения о территориальной обороне Украины» (от 2 сентября 2013 года № 471/2013). Но события последних двух лет, возникновение в стране ряда добровольческих батальонов доказали, что этой базы недостаточно.

Леонтий Шипилов, эксперт Реанимационного пакета реформ (РПР), отметил, что в течение 2014-2015 годов в парламенте появился ряд законопроектов по этой тематике. Но наиболее репрезентативным и имеющим шансы получить поддержку в сессионном зале, по мнению эксперта является законопроект «О территориальной обороне Украины» (далее – Законопроект), одним из авторов которого является Андрей Парубий, первый заместитель председателя Верховной Рады Украины.

Этот документ определяет ОТО, в т.ч. и добровольческие подразделения, как часть Национальной гвардии Украины, а также определенную иерархию, на уровне общины (села или поселка) образуется чета (взвод), что является первичным звеном; на уровне района – сотня (рота), области – полк. На межрегиональном уровне формируются оперативно-территориальные объединения (коши). Названия подразделений являются историческими и, фактически, таким образом Законопроект, в случае принятия, будет способствовать возрождению истории добровольческой обороны Украины.

Участники дискуссии сошлись на том, что Законопроект в целом закрепляет функции, организационные основы, систему управления территориальной обороной в стране. Однако ряд важных и сугубо конкретных вопросов осталась без ответа.

В частности, Денис Васильев, эксперт РПР, отметил, что «статус добровольца, участника ОТО, как и раньше, не определен: Законопроект не дает ответов на вопросы, кем является этот человек». Игорь Лапин, народный депутат обратил внимание на отсутствие конкретики относительно мест базирования отрядов территориальной обороны. «Мы должны определиться с местом локации этих отрядов. Где будут базироваться, на какой базе будут проходить тренировки … Такой базой могло бы стать имущество Общества содействия обороне. Но какой это у него статус? Или государственное имущество или нет? Это тоже дискуссионный вопрос. А если не определимся с локацией, то получим еще один закон ради закона. Это не сработает», – убежден Игорь Лапин.

Представители ОТО со своей стороны обратили внимание на два важных момента. По мнению Святослава Стеценко, председателя ОО «Украинский Легион» и представителя «Движения содействия территориальной обороне Украины», несмотря на то, что создание соответствующих отрядов имеет территориальную привязку, законопроект не регламентирует никак участие общества. «Законопроект не дает ответов на вопросы, в какой именно способ община может и должна себя защитить. Возможно, это может сделать другой закон или законы», – предположил Святослав Стеценко. С другой стороны, по словам представителей добровольческих батальонов-участников дискуссии, для них является критически важным вопрос подчинения. С одной стороны, учитывая задачи, которые сейчас выполняют ОТО, они должны подчиняться Генеральному штабу. Но, с другой, если они будут входить в состав Нацгвардии, то при этом условии будет руководить ими Министерство внутренних дел. Что, по мнению участников дискуссии, недопустимо из-за оскверненного имиджа этого силового центра.

Дискуссионными оказались вопросы финансирования ОТО. Участники круглого стола сошлись на том, что благотворительные взносы могут быть только одним из источников, но явно не основным: ключевым должно быть финансирование из бюджета. Иначе это может создать основу для образования так называемых частных карманных армий на местах, которые при определенных условиях могут быть использованы против интересов общества.

Также, убеждены участники дискуссии, требует четкой регламентации вопроса участия иностранцев в ОТО. Часть экспертов убеждена, что привлекаться люди к ОТО должны не по гражданству, а по происхождению.

В дискуссии также приняли участие:

Юрий Чижмарь, эксперт РПР

Валерий Садовский, эксперт РПР

Игорь Корж, помощник народного депутата Леуса

Сергей Сухарев, ТСО Украины

Поделиться в соцсетях

Twitter

Experts, MPs: Activity of territorial defense units calls for legal regulation

Experts, MPs: Activity of territorial defense units calls for legal regulation
November 05, 2015.

Kyiv, November 5, 2015. Activity of territorial defense units calls for legal regulation. Such a conclusion was reached by the participants of the round table “Territorial defense units: puppet armies of oligarchs or guardians of the public peace?” held at Ukraine Crisis Media Center within the project “Ukraine Reforms Communications Taskforce”

Currently, the activity of territorial defense units is regulated by the Law of Ukraine “On Defense of Ukraine” and the Decree of the President of Ukraine “On Approval of the Regulation on territorial defense of Ukraine” (No. 471/2013 as of September 2, 2013). But the events of the past two years, the emergence of a number of volunteer battalions proved that this base is insufficient.

Leontiy Shypilov, Reanimation package of reforms expert (RPR), said that during 2014-1015 the parliament has issued a number of draft laws on this subject. According to him, this is most prominent one and it has a chance to gain support in the session hall, is the  draft law “On Territorial Defense of Ukraine” (hereinafter – the Draft Law), among the authors of which is Andriy Parubiy, MP, First Deputy Chairman of the Verkhovna Rada of Ukraine.

This document defines territorial defense units, including volunteer units, as a part of the National Guard of Ukraine, and establishes the following hierarchy: a platoon is formed at the community level (village or settlement) and is an initial section; a “sotnia” (company) is formed at a district level; a regiment – at the region level. Operational and territorial associations (“kish” – camps) are formed at the interregional level. The names of units are historical. This way the draft law, if adopted, will contribute to the revival of the history of the Volunteer Defense of Ukraine.

The discussion participants agreed that the Draft Law establishes the functions, organizational principles and management system of the territorial defense in the country. However, a number of important and highly specific questions remained unanswered.

In particular, Denis Vasilyev, Reanimation package of reforms expert, emphasized that “the status of a volunteer, a member of the territorial defense unit has not been yet defined. The draft law does not answer the question of who this person is.” Ihor Lapin, MP, drew attention to the lack of specificity as to places of deployment of territorial defense units. “We have to determine the places of location and training of these units… The property of the Defense Promoting Society could become a base for this. But what is its status? Is this the state property or not? That is also a debatable issue. If we do not determine the location, we will have another law for the law. It will not work,” says Ihor Lapin.

Representatives of the territorial defense units emphasized two important points. According to Svyatoslav Stetsenko, head of the NGO “Ukrainian Legion” and representative of “Society promoting territorial defense of Ukraine”, despite the fact that territorial units depend on certain locations the draft law does not regulate the community participation by any means. “The draft law does not answer the question of how the communities can and must defend themselves. Perhaps, some other law or laws should provide for this issue,” suggested Svyatoslav Stetsenko. The representatives of the volunteer battalions said that subordination is a critical issue for them. On the one hand, when the tasks performed by territorial defense units are considered, they should report to the General Staff. On the other hand, if they are members of the National Guard, then they should report to the Ministry of Interior Affairs. In the opinion of the participants, this is inadmissible because of defamed image of this institution.

Debatable were also the issues of financing the territorial defense units. The round table participants agreed on the fact that charitable contributions can be only one of the sources, but obviously not the main one.  Budgetary financing must be the key one. Otherwise it can create the basis for the formation of so-called puppet private armies, which under certain circumstances can be used against the interests of the community.

The discussion participants also believe that the issue of participation of foreigners in the territorial defense units calls for clearer regulation. Some experts are convinced that people should be involved in the units by their origin rather than nationality.

The discussion participants:

Yuri Chyzhmar, Reanimation package of reforms expert

Valeriy Sadovskiy, Reanimation package of reforms expert

Ihor Korzh, assistant deputy (Mr. Leus)

Sergiy Sukharev, Society Promoting defense of Ukraine expert

Share

Twitter