Законопроект о создании независимого регулятора должен быть принят как можно быстрее, иначе рынок газа не заработает, а реформа в энергетике будет неполной – депутаты и общественность

Законопроект о создании независимого регулятора должен быть принят как можно быстрее, иначе рынок газа не заработает, а реформа в энергетике будет неполной – депутаты и общественность
24 декабря 2015.

Киев, 24 декабря 2015 года – создание независимой Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКП) должна демонополизировать рынок энергетики в Украине и побороть коррупцию в отрасли. Без принятия законопроекта о создании независимого регулятора принятый ранее закон о рынке газа не заработает, а реформа в энергетике будет неполной. Об этом во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре заявили народные депутаты, общественность и эксперты, которые принимали участие в наработке законопроекта. Елена Павленко, президент аналитического центра DiXi Group, пояснила, что существует правительственная версия законопроекта о регуляторе, которая доработана экспертами и рекомендована профильным комитетом для вынесения в сессионный зал парламента на голосование в первом чтении. «Независимо от того, как он будет проголосован, нас, как общественность, устраивают любые версии, поскольку мы знаем, как доработать этот законопроект, чтобы он был качественным. У нас есть конечная версия, но нам нужно голосование парламента по правительственной версии», – отметила Елена Павленко. Особенно, учитывая то, что этот закон относится к, так называемым, евроинтеграционным, отметила эксперт.

По словам Евгения Быстрицкого, исполнительного директора Международного фонда «Возрождение», который поддержал разработку законопроекта о независимом национальном регуляторе, энергетический рынок является самым коррумпированным, а его стоимость составляет около 16 миллиардов долларов в год. А сам рынок, собственно, представляет собой сложную систему взаимоотношений политиков и олигархического бизнеса. Для обеспечения независимости Нацкомиссии, заметил господин Быстрицкий, нужно, чтобы назначение происходило различными политическими силами и институтами власти. «То есть, речь идет о Президенте, Кабинете министров, парламенте. Если, по крайней мере, эти три ветви власти будут в этом принимать участие, ни одна из них не сможет претендовать на то, чтобы держать контроль над отбором и назначением людей в национальную комиссию», – заявил Евгений Быстрицкий. Только так можно будет обеспечить первичную независимость НКРЭКП, но под жестким контролем общественности. Кроме того, независимая НКРЭКП будет способствовать борьбе с коррупцией, и не зря сейчас оказывается сопротивление в парламенте относительно принятия данного законопроекта, отметил исполнительный директор Международного фонда «Возрождение». «Если есть сопротивление, значит, кому-то это выгодно, если это выгодно, значит, есть элементы коррупции, если есть элементы коррупции, значит, с этим надо бороться», – пояснил логику, почему общественность поддерживает этот проект закона.

Алексей Рябчин, народный депутат Украины (фракция «Батькивщина»), отметил, что есть три варианта развития событий. В частности, проголосовать и отклонить этот законопроект, тогда будут альтернативные депутатские законопроекты. Другой вариант – направить этот законопроект на доработку в комитет, чтобы сделать из правительственного окончательный вариант, и третий путь – принять его ко второму чтению и внести правки. Важным моментом законопроекта Алексей Рябчин отметил введение должности тарифного омбудсмена, что является важным аспектом для защиты прав потребителя. Единственным несогласованным пунктом депутат назвал вопрос номинационной комиссии, которая будет назначать семь членов регулятора, а также вопрос сроков их назначения и ротации. Согласно правительственному проекту, ежегодно должны заменяться по несколько членов НКРЕКП. «Но есть единое мнение, что ротацию нужно провести как можно быстрее, через полгода после принятия этого законопроекта, чтобы обновить и предоставить новые полномочия этой комиссии», – отметил господин Рябчин. Относительно процедуры назначения членов комиссии, то по правительственному законопроекту два человека назначаются президентом, два – парламентом по представлению спикера, и один человек минэнерго, рассказал депутат. «Но полная монополия одной ветви власти, которая представляет президента, может уже исказить репутацию регулятора», – подчеркнул член МФО «ЕвроОптимисты». Депутаты предложили другой подход, то есть дать президенту право назначать одного члена номинационной комиссии, Верховной Раде – трех вместо двух, и по представлению парламента – поквотно от фракций, а не от председателя ВРУ, и одного человека назначает Кабмин. «Именно это позволит не доминировать одной политической силе, чтобы этот регулятор был сбалансирован», – добавил Алексей Рябчин.

Но, кроме политической, национальной регулятор должен иметь и финансовую независимость, рассказала Наталья Кацер-Бучковская, народный депутат Украины (фракция «Народный фронт»). По ее словам, сейчас бюджет НКРЭКП формируется государственным бюджетом. В законопроекте предлагается закрепить европейскую норму, когда сами участники рынка, которые регулируются, платят взносы и за счет этих взносов регулятор формирует свой бюджет и самостоятельно определяет расходы. «Фактически, оборот рынка энергетики составляет около 400 миллиардов гривен, это большая часть нашего бюджета», – отметила Наталья Кацер-Бучковская. Кроме того, независимость регулятора важна для создания конкурентных условий на рынке и привлечения инвестиций. Только тогда это будет гарантией для инвестора по соблюдению их прав и отсутствия злоупотреблений, добавила депутат.

От непрофессионализма деятельности НКРЭКП страдает потребитель, заметил Лев Пидлисецкий, народный депутат Украины, член парламентской фракции «Объединение «Самопомощь». А создание независимого и незаангажированного регулятора «повлияет на конкуренцию на рынке, чем больше конкуренция, тем ниже цена для потребителя», пояснил он.

Поделиться в соцсетях

Twitter

The draft law on independent regulator should be adopted as soon as possible, otherwise gas market will not work – MPs and NGOs

The draft law on independent regulator should be adopted as soon as possible, otherwise gas market will not work – MPs and NGOs
December 24, 2015.

Kyiv, December 24, 2015. The establishment of independent National Commission for State Regulation in Energy and Utilities (NCSREU) should demonopolize energy market in Ukraine and fight corruption in the sector. Without approving the draft law on independent regulator establishment, the previously adopted law on gas market will not work and reform in the energy sector will be incomplete, said MPs, civic activists and experts who worked out the draft law while being at a panel discussion at Ukraine Crisis Media Center. Olena Pavlenko, President of analytical center DiXi Group, explained that there is the government’s version of the draft law on regulator, expanded by experts and recommended for submission to the Parliament to vote in first reading. “The voting results don’t matter as much now. We, the citizens, will be satisfied with any version, because we know how to complete this draft law and make it really good. We have the final version, but we need parliamentary vote on the government’s version,” said Pavlenko. Especially taking into the fact that the law is connected to country’s European integration, said the expert.

According to Yevhen Bystrytsky, Executive Director of the International Renaissance Foundation, which supported the draft law on independent national regulator, the energy market is the most corrupt and its cost is about $ 16 billion a year. And the market, in fact, is a complex system of relations among politicians and oligarchic business. Ensuring independence of the National Commission, said Mr. Bystrytsky, requires that the appointment is made by different political forces and government institutions. “We are talking about President, Cabinet of Ministers, and Parliament. If at least these three branches of power take part, none of them can claim to gain control over the selection and appointment to the national commission,” said Bystrytsky. Only this way we can ensure NCSREU’s primary independence under the public control. In addition, independent NCSREU will contribute to the fight against corruption and, no wonder, now we can observe resistance in parliament to approve the draft law, said Bystrytsky. “If there is resistance, it means that someone needs it, and if  someone needs it, then there are elements of corruption, if there are elements of corruption, we must fight with it,” he explained why citizens support the draft law.

Oleksiy Ryabchyn, MP, Batkivshchyna faction, said that there are three possible scenarios. In particular, to vote and reject the draft law, then there will be alternative parliamentary draft laws. The second option is to send the bill to the committee for revision and make the government’s version final. The third way is to take it to the second reading and make changes. According to Ryabchyn, an important aspect of the draft law is introducing the tariff ombudsman administration, which is important for consumer protection. He believes that the only inconsistent paragraph is the issue of Nominating Committee, which will appoint seven members of the regulator, as well as the terms of their appointment and rotation. The government project implies annual replacement of several NCSREU members. “There is a consensus that the rotation should be held as soon as possible, six months after the adoption of this draft law, to update and give new functions to the committee,” said Mr. Ryabchyn. As for the procedure for appointing members of the commission, according to the government draft law, two people are appointed by the president, two – by Parliament on the Speaker’s proposal, and one person – by the Ministry of Energy, he said. “But complete monopoly of one branch, representing the president, may distort the regulator’s reputation,” said a member of inter-faction union “EuroOptymists.” The MPs suggested a different approach: give president a right to appoint one member of Nominating Committee, the Parliament – three instead of two and on the Parliament’s proposal – a definite number from each faction and not from the Speaker, and one person appointed by the Cabinet of Ministers (government). “This will prevent from domination of one political parties and the regulator will be balanced,” said Ryabchyn.

The national regulator should have not only political but also financial independence, said Natalia Katser-Buchkovska, MP, Narodnyi Front faction. She said the NCSREU budget is composed within the state budget. The draft law suggests fixing the European norm when market participants, who are controlled, pay fees and through these fees the regulator generates the budget and determines costs. “In fact, the circulation of the energy market is about 400 billion UAH, a huge part of our budget,” said Natalia Katser-Buchkovska. In addition, the regulator’s independence is important in introducing competitive market conditions and attracting investments. Only then, it will guarantee investors respect for their rights and absence of abuse,” added the MP.

The consumer suffers from NCSREU’s lack of professionalism, said Lev Pidlesetskyi, MP, Samopomich faction. The establishment of an independent and impartial regulator “will impact competition in the market. The more competition there is, the lower is the price for consumers,” he explained.

Share

Twitter