Киев
,

Эксперты призывают подписывать заявление-протест против задержания в Крыму Штыбликова, Бессарабова и Дудки

Киев, 14 ноября 2016.

Экспертное сообщество призывает коллег во всем мире поддержать протест против задержания Дмитрия Штыбликова, Алексея Бессарабова и Владимира Дудки. Все обвинения, которые задержанным инкриминируют ФСБ, сфабрикованы и политически мотивированными. «Это факт не только нарушение прав человека, но и вызов всему экспертному сообществу. Мы выражаем категорический протест против таких действий», – заявил Максим Майоров, сотрудник Украинского института национальной памяти, эксперт Центра «Номос» в 2005-2014 годах, во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

Эксперты из «Номос» уже подготовили соответствующее заявление, переведенное на нескольких языках. Ее подписали уже более 90 известных журналистов, политических аналитиков, общественных активистов из 10 стран мира – Канады, Великобритании, Франции, Чехии, Словакии, Польши, Армении и Азербайджана. «Это заявление будет максимально распространено в СМИ и размещено на сайтах. Вы можете зайти на электронную почту, которая будет размещена на этих ресурсах, и присоединиться к подписантам», – добавил господин Майоров.

Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия XXI», директор энергетических программ Центра «Номос» в 2007-2014 годах, член редакционной коллегии журнала «Черноморская безопасность», напомнил, что центр «Номос» основали в 2003 году в Севастополе группа бывших государственных служащих и военных для исследований проблематики Черноморского региона. Центр действовал до 2014 года и выпускал собственное периодическое издание. «Наша деятельность носила открытый публичный характер без аспектов, которые нам приписывают. Бесспорно, в названии центра была отражена его стратегическая ориентация, но это и не скрывалось», – отметил он. Он обратил внимание, что российские СМИ сейчас распространяют ложную информацию о том, в «Номос» были ячейки в Западной и Центральной Украине, хотя на самом деле, кроме организации в Севастополе, была только дирекция энергетических программ Центра в Киеве.

Одним признанием задержанных верить нельзя

Наталья Белицер, эксперт Института демократии им. Пилиппа Орлика, призвала будущих подписантов акцент на том, что нельзя верить никаким признанием задержанных, которые появятся позже. «Мы уже знаем со слов людей, которые через это прошли, что там применяются методы на уровне НКВД и гестапо. Есть пытки, которых человек выдержать не может», – подчеркнула она. Наталья Белитцер добавила, что задержанных первые дни содержат инкомуникадо, к ним не допускают ни адвокатов, ни родственников.

Эксперты также выступили с предложением создать организацию, которая бы занималась помощью семьям пленников Кремля.

Единственный действенный метод давления – новые санкции против РФ

Михаил Гончар отметил, что эта тема должна оказаться в центре внимания не только в Украине, но и за рубежом. «Несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую конъюнктуру, надо говорить о более жестких санкциях против России и не допустить ее возвращения в Совет Европы. Это наша принципиальная позиция», – заявил он. «Заявлений, рекомендаций и резолюций было очень много, но все это Россия внимания не обращает. Только ужесточением санкций можно приостановить этот маховик репрессий», – добавила Наталья Белитцер.

Арест экспертов «Номос» – старт репрессий против экспертной среды

По мнению Натальи Белитцер, этот случай является сигналом, что теперь «под прицелом» оказалось все экспертное сообщество, независимо от того, чем эти люди занимаются на данный момент. Цель этих репрессий – «выжать» из Крыма потенциальных оппонентов оккупационной власти. Она добавила, что этот фактор следует учитывать в стратегии Украины по Крыму.

Репрессии будут усиливаться

Михаил Гончар высказал предположение, что экспертов арестовали с целью перекрыть этой новой, более громким делом, неудачу с делом Евгения Панова. «Это ориентировано на внутреннюю российскую аудиторию, на крымскую аудиторию, о том, что «враг не дремлет». По его мнению, подобные аресты против «неблагонадежных» продолжатся, чтобы мобилизовать общество страхом внешнего или внутреннего врага. Он высказал предположение, что следующей целью станут религиозные меньшинства, в частности Свидетели Иеговы. Например, в издании «Форпост» (бывшие «Севастопольские новости») говорится, что «верующие церквей города передали в Генпрокуратуру РФ 15 тысяч подписей с просьбой запретить их», что в ФСБ «негативное влияние иеговистов на жизнь Севастополя отметили», а главный врач Севастопольской психиатрической больницы прокомментировала, что «Свидетелей Иеговы пока не признали экстремистской организацией, но оснований для этого достаточно: они создают прямую угрозу для жизни и здоровья многих людей». «Вероятно следующие диверсанты будут найдены именно в этой среде. Досье практически готово», – отметил Николай Гончар.

Наталья Белитцер выразила опасения, что в случае недостаточного запугивательного эффекта этого дела на внутреннюю аудиторию, ФСБ может прибегнуть к худшим провокаций. «Если крымчане продемонстрируют, что они не верят в «украинских диверсантов», и держать их в напряжении этим не удастся, они могут перейти к методам, испытанных в 1999 году, – отметила она. – Все у кого есть контакты с крымчанами, должны передать им этот месседж. Будьте бдительны, как жители рязанской многоэтажки, которые отвлекли у себя теракт ФСБ».

Напомним, 10 ноября ФСБ России объявили, что 9 ноября в Севастополе задержали «членов диверсионно-террористической группы Главного управления разведки Министерства обороны Украины» Дмитрия Штыбликова, Алексея Бессарабова и Владимира Дудко. По решению Ленинского районного суда Севастополя их арестовали на два месяца. Сегодня ФСБ обнародовала видео допроса задержанных, они признаются в разведывательной деятельности в Крыму.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

Ukrainian experts urge to sign a statement of protest against detention of scientists in Crimea

Київ, November 14, 2016.

 

The FSB detained three scientists in Crimea on November 9 and claimed these were “subversives from Ukraine” planning a terroristic attack on the peninsula.  

Expert community encourages colleagues around the world to support the protest against the detention of Dmytro Shtyblikov, Oleksiy Bessarabov and Volodymyr Dudka, who were recently detained in Crimea and accused of espionage. All charges that the Federal Security Service of the Russian Federation (FSB) incriminates to the detained are fabricated and politically motivated. “This is not only violation of human rights but also a challenge to the entire expert community. We express our fundamental protest against such actions,” claimed Maksym Mayorov, expert of the Ukrainian Institute of National Memory, at a press briefing held at Ukraine Crisis Media Center.

Nomos Center experts have prepared a statement translated into several languages. It has been signed by over 90 prominent journalists, political analysts, and civil society activists from 10 countries – Canada, the UK, France, the Czech Republic, Slovakia, Poland, Armenia and Azerbaijan. “This statement will be published in the media and posted on websites. You can enter the e-mail that will be placed on these resources, and join the signatories,” added Mr. Mayorov.

Mykhailo Honchar, president of the Center for Global Studies “Strategy XXI”, reminded that the Nomos Center had been founded in 2003 in Sevastopol by a group of former civil servants and military servicemen to research issues of the region. The Center operated until 2014 and issued its own periodical. “Our work was of open public nature without any aspects that they are ascribing to us now. Undoubtedly, the name of the center reflected its strategic orientation, but it was not concealed,” he said. He noted that the Russian media are spreading false information that the Nomos had branches in Western and Central Ukraine though, in fact, besides the center in Sevastopol there was only energy programs administration of the Centre in Kyiv.

 

We cannot believe any admissions of the detainees

Natalia Belitser, expert of the Pylyp Orlyk Institute for Democracy, appealed to the future signatories to stress that we cannot trust any confessions of the detainees that may appear later. “We already know about the NKVD [ People’s Commissariat for Internal Affairs, active in the USSR – UCMC] and Gestapo [Geheime Staatspolizei, or the Secret State Police, official secret police of the Nazi Germany – UCMC] methods used there from the people who lived through it. There is torture which man cannot endure,” she stressed. Natalia Belitser added that the detainees are held incommunicado, they are not allowed to see any lawyers or relatives.

Experts also proposed to create an organization that would help the families of the Kremlin prisoners.

 

The only effective method of pressure is new sanctions against Russia

Mykhailo Honchar emphasized that this issue should be the focus of attention not only in Ukraine but also abroad. “Despite unfavorable foreign policy situation, it is necessary to talk about tougher sanctions against Russia and prevention of its return to the Council of Europe. This is our principled stand,” he stated. “There have been many declarations, recommendations and resolutions, but Russia disregards all of them. Only tougher sanctions can stop this flywheel of repressions,” added Natalia Belitser.

 

Arrest of Nomos experts implied start of repressions against the expert community

According to Ms. Belitser, this case signals that now the whole expert community is “at the gunpoint”, no matter what these people do. The purpose of these repressions is to turn the potential opponents of the self-proclaimed authorities out of Crimea. She added that this factor should be taken into account in Ukraine’s strategy on Crimea.

 

Repressions will be intensified

Mykhailo Honchar suggested that the experts have been arrested to replace the failure of Yevgen Panov’s case with this new high-profile case. “It is intended for the domestic Russian and Crimean audiences to show that “the enemy is on the watch.” In his view, such arrests of “disloyal” persons will continue to mobilize society by the fear of internal or external enemy. He suggested that the religious minorities, in particular, Jehovah’s Witnesses will be the next target. For example, “Forpost” (former “Sevastopolskye news”) states that “members of city  churches have submitted 15 thousand signatures to the Prosecutor General of Russia asking to ban Jehovah’s Witnesses,” that the FSB has noted “a negative impact of Jehovah’s Witnesses on the life of Sevastopol,” and the chief doctor of the Sevastopol psychiatric hospital commented that “though Jehovah’s Witnesses have not yet been recognized the extremist organization, there are reasonable grounds for this as they pose a direct threat to life and health of many people.” “Diversionists will be most likely uncovered just in this environment. A court file is almost ready,” noted Mykhailo Honchar.

Natalia Belitser expressed concern that if this bullying tactics has no effect on the internal audiences, the FSB may resort to the worst provocations. “If Crimean people demonstrate that they do not believe in “Ukrainian diversionists” and they are not intimidated by this, the FSB will resort to the methods tested in 1999 – she noted. – All those who have contacts with Crimeans should convey the following message to them: be as careful as the inhabitants of the multistoried building in Ryazan who prevented the FSB terrorist attack.”

To remind on November 10, the FSB stated that on November 9, they had arrested “the members of subversive and terrorist group from the Defence Intelligence of Ukraine” Dmytro Shtyblikov, Oleksiyi Bessarabov and Volodymyr Dudka in Sevastopol. By the decision of the Leninsky District Court of Sevastopol they are arrested for two months. Today, the FSB released a video of interrogation of detainees, where they are admitting their intelligence activities in Crimea.

Related to this -> Ukraine’s Defense Ministry refutes it’s subversives detained in Crimea.

Share

Twitter
More news on the topic