Киев
,

Опыт по энергоэффективности стран Вышеградской группы: практическое пособие и экспертная дискуссия

Киев, 27 декабря 2016.

К 2020 году Украина планирует на 9% сократить потребление энергоресурсов и обеспечить 11% потребления возобновляемой энергии в энергобалансе страны. «Это не простая задача. Государство должно понять, как стимулировать приток инвестиций. Был разработан зеленый тариф до 2030 года, привязаный к евро, что снимает риски для иностранных инвесторов», – рассказал Константин Гура, представитель Государственного агентства по энергоэффективности и энергосбережению Украины, и.о. директора ОП ГП «Центр привлечения зеленых инвестиций», во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

Впрочем, по его словам, ожидаемого бума инвестиций пока не произошло. Причина – в бытовом секторе, который потребляет 50% всей энергии. «В Украине очень старый жилой фонд. Более 80% построек не являются энергоэффективными и требуют внедрения мероприятий по термомодернизации. В общем Украине нужно 16 миллиардов инвестиций», – считает г-н Гура. По его словам, в Центр поступило 300 инвестиционных проектов из разных уголков Украины, из которых отобрали 30, имеющих технические условия для реализации.

Опыт по энергоэффективности Вышеградской группы

По словам Михаила Гончара, президента Центра глобалистики «Стратегия ХХI», страны Вышеградской группы почти не добывают собственные энергоносители. Они используют импортированный ресурс, который пытаются экономить. «Добывающий потенциал Украины значительно выше, но стоит найти баланс. Украина по инерции продолжает увлекаться добывающей политикой [но об энергоэффективности не стоит забывать]. Должны выйти на 0 экспорта газа в первую очередь путем сокращения потребления», – считает господин Гончар.

Андрей Чубик, исполнительный директор Центра глобалистики «Стратегия ХХI», соавтор пособия «Опыт по энергоэффективности стран Вышеградской группы для Украины», подчеркнул, что начинать необходимо с законодательства. «В Украине очень медленный законодательный процесс. Несмотря на то, что энергоэффективность декларируется приоритетом, ключевые законы пока остаются проектами», – заметил он. По его словам, Чехия сделала акцент на энергоэффективности, а не на возобновляемой энергетике и даже имеет налог на солнечную энергию. Венгрия видит приоритет государственных усилий в бытовом секторе, максимально возможном сокращении энергопотребления и возобновляемых источниках. Польша имеет большое количество программ на государственном и региональном уровне, чтобы содействовать развитию энергоэффективности и возобновляемой энергетике на уровне малых хозяйств. В Словакии считают, что государство должно заниматься энергоэффективностью, а возобновляемой энергетикой – бизнес.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

Energy efficiency experience of the Visegrad Four: practical guideline and expert discussion

Київ, December 27, 2016.

Ukraine should create favorable investment environment for green energy and reduce energy consumption.

Until 2020, Ukraine is going to reduce energy consumption by 9 percent and increase the share of renewables in the energy balance of the country to 11 percent.  “This is not an easy task. The state should understand how to encourage investments,” noted Kostyantyn Gura, representative of the State Agency on Energy Efficiency and Energy Saving of Ukraine, acting director of public company “Center for Green Investments”, at a discussion at Ukraine Crisis Media Center.

The “green tariff” developed for the period until 2030 is linked to euro rates, this reduces risks for foreign investors. However, the “investment boom” did not happen. According to Kostyantyn Gura, the main reason is the private sector which consumes 50 percent of all consumed energy. “The housing facilities in Ukraine are very old. Over 80 percent of buildings are not energy efficient, they require thermal modernization. In total, Ukraine needs UAH 16 billion of investments,” Mr. Gura said. He added that the Center received 300 applications for investment project from various regions of Ukraine and selected 30 of them which had technical specifications for implementation.
Energy efficiency experience of the Visegrad Four

According to Mykhailo Gonchar, president of the Center for Global Studies “Strategy ХХІ”, the Visegrad countries extract hardly any of their own energy resources. They use imported resources and take care of energy saving. “Ukraine’s extraction potential is much higher, but we need to find balance. Ukraine traditionally continues to give priority to extraction policy, [but we should not forget about energy efficiency]. We have to achieve zero level of gas import mainly through reduction of consumption,” said Mr. Gonchar.
Ukraine should start from adopting appropriate legislation, emphasized Andriy Chubyk, executive director of the Center for Global Studies “Strategy ХХІ”, co-author of the guideline. “Law-making process is very slow in Ukraine. Energy efficiency is mentioned among the priorities, however, key laws for this sector still remain drafts,” he noted. Andriy Chubyk mentioned the example of the Czech Republic, which choose as priority not renewable energies but energy efficiency, and even has taxes on solar energy. Hungary focused its efforts on reduction of consumption in public sector and increasing share of renewable energies. Poland launched many national and regional programs to support development of energy efficiency and the renewables on the level of households. In Slovakia, the government takes care of energy efficiency while business promotes renewable energies.

Share

Twitter
More news on the topic