Киев
,

Блокада должна стать уроком и катализатором реформ – эксперты

Киев, 27 марта 2017.

Последствия блокады для временно оккупированных территорий Донбасса не окажут катастрофического влияния на украинскую экономику. Об этом заявил Сергей Николайчук, диpeктоp Депаpтамента монетаpной политики и экономического анализа Национального банка Украины, во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре. «Если говорить об экономическом росте, то чистый эффект от блокады мы оцениваем как негативный, -1,3 процентных пункта к экономическому росту. В то же время, мы учитываем то, что украинские предприятия, которые работают на контролируемой территории, смогут переключиться на альтернативные источники ресурсов, и уже в следующем году этот эффект временно нивелируется», – заявил он.

Частично фактор блокады нивелируется намного лучшими внешнеэкономическим условиями, чем закладывали в январские прогнозы: это благоприятная динамика цен на сталь, руду и зерно. «Мы вышли с пересмотром экономического роста в этом году с 2,8% до 1,9%. В следующем году мы ожидаем восстановления эффектов и возобновление работы украинских предприятий на контролируемой территории, поэтому прогноз экономического роста был даже повышен с 3% до 3,2% », – добавил Сергей Николайчук.

Влияние на курс доллара и платёжный баланс

Негативный эффект от блокады для платёжного баланса оценивается в 1,8 миллиарда долларов (уменьшение доходов от экспорта продукции чёрной металлургии, частично компенсируется более высокими доходами от экспорта железной руды, и необходимости в дополнительном импорте энергетического и коксующегося угля). Предыдущий прогноз дефицита текущего счета оценивают на уровне 4,3 миллиарда долларов. На курс валюты, считают в НБУ, блокада повлияет минимально – через благоприятные внешние условия и потому, что НБУ приостановил покупку валюты.

Влияние на инвестиционный климат

Если сбудется прогноз насчет курса валют, негативный эффект должен быть минимальным, считает Александр Паращий, руководитель аналитического отдела ИК Concorde Capital. Однако определённое негативное влияние может иметь реакция Международного валютного фонда на блокаду: для инвесторов – это своеобразный барометр ситуации в стране, и пока ситуация остаётся неопределённой, есть риск, что некоторые инвестиционные проекты будут откладываться.

Влияние на энергетику

Энергетика оказалась в непростой ситуации, так как половина украинских мощностей работают на антрацитовом угле. Но позиция Украины гораздо выгоднее, чем неконтролируемых территорий и России, считает Андрей Фаворов, директор компании «Энергетические ресурсы Украины». Он пояснил, что 85-90% угля, добываемого на временно оккупированных территориях, по своим техническим характеристикам может быть использовано только в украинской энергетике. Продавать его своим предприятиям России также невыгодно, так как её потребности полностью покрывает собственная добыча. Зато Украина этот уголь может компенсировать путём увеличения нагрузки на атомную энергетику и электростанции, которые сжигают уголь марки «Г». По его мнению, импортировать нужно будет 2-2,5 тонн угля. Кроме того, можно импортировать электроэнергию – это дешевле, чем везти уголь.

«Негативный экономический эффект для контролируемой территории будет в разы меньше, чем для неконтролируемой территории. Позиция Кабмина в чем-то рациональная: нужно готовиться пережить следующий отопительный сезон без угля с НКТ, и сама подготовка к этому поставит в патовую ситуацию тех, кто контролирует этот уголь в НКТ: у них огромное количество угля, они с ним ничего не могут сделать, а этот уголь достаточно затратный. (…) Поэтому рано или поздно они придут договариваться, потому что все те денежные потоки, которые они контролировали, сейчас приблизились к нулю, – считает Андрей Фаворов. – Каждая угроза – это также возможность. В данном случае, это возможность получить энергетическую независимость, это возможность улучшить переговорную позицию Украины в целом».

Влияние на металлургию

По оценке Андрея Фаворова и Александра Паращия, последствия для металлургии будут не слишком тяжёлыми: потери можно компенсировать, увеличив производство на предприятиях контролируемых территориях, и это выгодно им самим. Больший вред, чем блокада, может нанести падение цен на сталь и руду – прогнозируют, что к концу года они могут упасть на 20% и 30% соответственно. Если они сбудутся, последствия для Украины окажутся более болезненными, чем непосредственно последствия блокады.

Блокада должна стать уроком для украинского политикума

Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии, оценивает ситуацию менее оптимистично, чем другие эксперты. «Возможно, цена не столь велика, но она есть – это около 30 млрд. гривен потенциального экономического роста. И нельзя говорить, что все это доходы Ахметова или других бизнесменов, которые работают на неконтролируемой территории», – отметил он. В частности, будут определённые проблемы у предприятий металлургии. Украина потеряла активы предприятий, которые остались на временно оккупированной территории, и налоговые поступления от них. У «Укрзализныци» там осталась треть всех грузовых вагонов и около 15% локомотивов. В перспективе может иметь негативные последствия и приостановка закупки валюты Нацбанком, так как она потребуется для выплаты долговых обязательств. «Правительству – и не только правительству, но также оппозиции – нужно вынести урок из этой ситуации. Потому что мы видим, какую цену имело стратегически непродуманное решение о неофициальной блокаде неконтролируемых территорий», – подытожил Глеб Вышлинский.

Блокада должна стать катализатором реформ

По мнению Александра Паращия, главное, что сейчас руководство государства официально признало блокаду. «Это большой позитив, потому что это позволяет нашему правительству уже на самом высоком уровне адаптировать все свои политики к новой реальности, чтобы минимизировать негативный эффект», – отметил он.

Участники дискуссии единодушно согласились, что сейчас блокада должна стать катализатором реформ, таких как приватизация, реформа рынка электроэнергии, рынка земли, дерегуляция, борьба с коррупцией. «Чем быстрее это будет сделано, тем выше будут темпы экономического роста. Понятно, что для отдельных лиц каждый месяц промедления даёт личные доходы, но в данном случае цена – будущее страны », – отметил Глеб Вышлинский.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Experts: Blockade should be a lesson and a catalyst for reforms

Kyiv, March 27, 2017.

The blockade of trade with the temporarily occupied territories began on January 25. On March 5, after a lot of debate in society about its necessity, and seizure of Ukrainian enterprises by self-proclaimed “republics”, the National Security Council decided to introduce a blockade at the state level. One of the economic consequences is deferral of the third tranche of IMF financial aid. Ukrainian experts also discussed other economic implications for the country at the debate.

Blockade will not be a disaster for the economy

The blockade of temporarily occupied areas of Donbas will not have catastrophic impact on the Ukrainian economy. This was stated by Serhiy Nikolaichuk, Director of Monetary Policy and Economic Analysis Department, National Bank of Ukraine, during a discussion held at Ukraine Crisis Media Center. “Speaking about economic growth, we estimate the net effect of the blockade as negative, -1.3 percentage points to economic growth. However, we take into account that Ukrainian companies working in the controlled area will be able to switch to alternative sources, and next year this effect will be temporarily negated,” he said.

The blockade factor is partially negated due to much better external economic conditions than expected according to January forecasts: favorable development of prices for steel, ore and grain. “We have reviewed the economic growth this year from 2.8% to 1.9%. Next year we expect the recovery of effects and recovery of Ukrainian enterprises in the controlled territory so the economic growth forecast even increased from 3% to 3.2%,” added Mr. Nikolaichuk.

Impact on exchange rate and balance of payments

The negative effects of the blockade for the balance of payments is estimated at USD 1.8 billion (reduction of income from exports of steel products, partly compensated for by higher revenues from the export of iron ore, and the need for additional imports of energy and coking coal). The current account deficit is expected to be USD 4.3 billion. According to the NBU, the blockade will have the minimal impact on the current exchange rate due to favorable external conditions and the fact that the National Bank has suspended the purchase of currency.

Impact on investment climate

If the forecast on exchange rates comes true, the negative effect will be minimal, said Oleksandr Parashchiy, Analytical department director at Concorde Capital. However, some negative effects may be caused by the International Monetary Fund’s reaction to blockade: it is a kind of barometer of the situation in the country for the investors, and as long as the situation remains uncertain, there is a risk that some investment projects will be delayed.

Impact on energy sector

Power engineering is now in a difficult situation because half of Ukrainian facilities operate on anthracite coal. But Ukraine’s position is more advantageous than in uncontrolled territories and Russia, believes Andrii Favorov, Head of Energy Resources of Ukraine Trading. He explained that 85-90% of coal that is mined in the temporarily occupied territories can be used only in the Ukrainian energy sector due to its specification. It is also disadvantageous to sell ​​it to enterprises in Russia because its needs are fully satisfied by domestic production. But Ukraine can compensate this coal by increasing the capacity of the nuclear power industry and power plants that burn grade D coal. In addition, we can import electricity: it is cheaper than coal transportation.

“The negative economic effect for the controlled territory will be several times less than for the uncontrolled territory. The Cabinet’s position is rational in something: we have to prepare to survive the next heating season without coal from uncontrolled territories, and the preparation will stalemate those who control the coal in uncontrolled territories: they have a huge amount of coal and they cannot do anything with it, but this coal is quite costly. (…) So sooner or later they will come to agree, because all the cash flows that they controlled are close to zero now,” says Mr. Favorov. “Every threat is also a possibility. In this case, it is a possibility to get energy independence, improve the bargaining position of Ukraine in general.”

Impact on the steel industry

According to Andrii Favorov and Oleksandr Parashchiy, consequences for the steel industry will not be too severe; losses can be compensated for by increasing production at the enterprises in the government-controlled areas, which is also beneficial to these enterprises. A fall in prices for steel and iron ore can do more harm than the blockade. It is predicted that they will fall by 20% and 30% respectively until the end of the year. If a forecast works well, these consequences for Ukraine will be more severe than those of the blockade.

Blockade should become a lesson for Ukrainian politicians

Hlib Vyshlinskyi, executive director of the Center for Economic Strategy, assesses the situation less optimistically than other experts. “Perhaps, the cost is not too high, but it still persists at about UAH 30 billion of potential economic growth. It cannot be said that all this is income of Akhmetov or other businesmen who work in the non-government controlled territories,” he noted. In particular, steel enterprises will face some problems. Ukraine has lost assets of the enterprises, which remained in the temporarily occupied territory, and tax revenues from them. The “UZ” has lost a third of all freight cars and about 15% of locomotives. In the long term, it may cause negative consequences and suspension of foreign currency purchases, because it will be required to pay the debt. “Both the government and the opposition should learn a lesson from this situation. Because we see the price of the strategically ill-considered decision on unofficial blockade of the uncontrolled territories,” concluded Hlib Vyshlinskyi.

Blockade should become a catalyst for reforms

According to Oleksandr Parashchiy, the main thing is that the country’s leadership has officially recognized the blockade. “This is the positive because it allows our government at the highest level to adapt all their policies to the new reality in order to minimize the negative effect,” he noted.

The panelists unanimously agreed that now the blockade should become a catalyst for reforms in such areas as privatization, electric power market, land market, deregulation, fight against corruption. “The sooner this will be done, the greater will be the economic growth rate. It is clear that for some persons, each month of delay generates personal revenue. But in this case the price is the future of the country,” emphasized Hlib Vyshlinskyi.

Share

Twitter
More news on the topic