Попытка повернуть реформу государственной службы в Украине вспять вредит интересам общества – эксперты

Попытка повернуть реформу государственной службы в Украине вспять вредит интересам общества – эксперты
22 сентября 2015.

Киев, 22 сентября 2015 года – Идея пересмотреть принципы реформы государственной службы в Украине является ошибочной и вредит интересам общества: промедление с ее началом угрожает реформированию страны в целом. Такую точку зрения высказали представители экспертного сообщества и гражданского общества во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре в рамках проекта «Украинский медиа-центра реформ».

Это заявление появилось в ответ на комментарий Президента Украины Петра Порошенко о нецелесообразности реформы госслужбы в формате, предложенном в проекте Закона Украины «О государственной службе» (№2490) (далее – Законопроект), который он озвучил на последнем заседании Национального совета реформ (НСР) 18 сентября 2015 года. Законопроект парламент проголосовал в первом чтении в конце апреля 2015 года – сейчас происходит процесс подготовки его ко второму чтению. Во время того же заседания НСР председатель Верховной Рады Владимир Гройсман предложил отозвать этот Законопроект и обсудить на ближайшем согласительном совете фракций парламента подготовку соответственно нового проекта Закона.

Такой подход возмутил экспертное сообщество, задействованное в процессе разработки реформы, поскольку они считают существующий Законопроект компромиссным, учитывающим интересы всех без исключения участников процесса. «Законопроект содержит все новеллы, необходимые для реализации реформы государственной службы. Об этом говорится и в заявлении Еврокомиссии. Мы уверены в том, что любые идеи создать новые рабочие группы по подготовке нового Законопроекта закончатся тем же, но через 6-12 месяцев. Мы уже больше года ищем компромисс», – отметил Денис Бродский, эксперт Реанимационного пакета реформ, экс-глава Национального агентства Украины по вопросам госслужбы.

Участники пресс-брифинга отметили, что видят реальной подоплекой попыток завернуть реформу борьбу за власть. В частности, Игорь Колиушко, глава Центра политико-правовых реформ, указал на различия в подходах к избранию глав местных государственных администраций, заложенных в Законопроекте, и реформу децентрализации, инициированную Президентом. «Было договорено, что первый шаг – реформа государственной службы. Велись дискуссии по отдельным нормам, но в целом согласились принять. И сегодня вдруг делается заявление устами Президента, что нужно все начинать сначала. Возможно, этот случай – досадное недоразумение. Но если нет, то, получается, что на высшем государственном уровне принято решение о сворачивании институциональных демократических реформ, связанных с децентрализацией, прозрачностью государственной власти. И, фактически, это означает курс на концентрацию власти. Поэтому нам надо объяснить последствия этой политики», – пояснил Игорь Колиушко.

Виктор Тимощук, заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ, выделил несколько аспектов Законопроекта, которые сейчас есть камнями преткновения, препятствующими реформе. В частности, речь идет о конкурсном отборе на высшие должности в правительстве, местные администрации, введение должностей госсекретарей и запрет на членство в политических партиях на время пребывания на госслужбе. «Даже по этим главным дискуссионным вопросам возможны приемлемые решения, но их надо все же принять. И все же хотелось бы услышать публично более четкую позицию Президента и Премьер-министра. […] Последний вообще себя странно ведет, потому что за этот правительственный Законопроект за последние полтора года он никогда слова не сказал, что этот закон нужен», – отметил Виктор Тимощук.

Владимир Куприй, представитель Форума гражданского общества Восточного партнерства, напомнил, что принятие соответствующего Законопроекта является обязательством фракций, которые поставили свою подпись под Коалиционным соглашением, и которое они должны были выполнить еще в прошлом году. «Это не единственная реформа, в ходе которой был достигнут консенсус со стороны правительственных структур и экспертного сообщества. Поэтому странно выглядят подобные призывы о пересмотре. Если правительство, власть, берут на себя обязательства, они должны их выполнять, иначе теряется доверие, как со стороны общества, так и европейского сообщества. Что угодно можно улучшать до бесконечности», – отметил Куприй.

Со своей стороны Алексей Рябчин, народный депутат отметил, что депутаты должны нести политическую ответственность за принятие Законопроекта. И если существуют некоторые различия во взглядах, они должны решаться в сессионном зале, а не в Кабмине или Администрации Президента. «Меня волнует тот факт, что эти важные поправки к Законопроекту, о внесении которых мы договорились во время заседания профильного комитета парламента, будут провалены по указанию из разных центров влияния. И мы будем поставлены перед фактом, что должны принять закон в таком неприемлемом виде. Но мы не будем молчать, и будем называть фамилии задействованных лиц в этом процессе. Поэтому считаю эффективным, чтобы все сели за стол переговоров и договорились о принятии компромиссного Законопроекта», – подчеркнул народный депутат.

Дэн Пасько, член НСР, соучредитель инициатив «Профессиональное правительство», указал еще на один важный аспект, который должна решить реформа госслужбы, но который пока Законопроект не решает. Речь идет о достойной оплате труда госслужащих. Однако это не является поводом для отказа от реформы. «Это первоочередная реформа, без которой любые другие реформы невозможны», – резюмировал Дэн Пасько.

Поделиться в соцсетях

Twitter

Experts: attempts to reverse public service reform interfere with public interests

Experts: attempts to reverse public service reform interfere with public interests
September 22, 2015.

Kyiv, September 22, 2015. The idea to reconsider the fundamentals of the Public Service reform in Ukraine is wrong and interferes with public interests. Delaying the reform threatens the reforming country in general, declared experts and civic activists at a press briefing at Ukraine Crisis Media Center as a part of Ukraine Reforms Communications Taskforce project.

This statement has been made in response to the comment by the President Petro Poroshenko on inexpediency of the State Service reform as it is set forth in the draft law On the Public  Service (No.2490) [the draft law] he had made at the latest meeting of the National Reforms Council [NRC] on September 18, 2015. The parliament adopted the draft law in the first reading at the end of April 2015, and its preparation to the second reading is currently in progress. At the same meeting of NRC the chair of the Verkhovna Rada Volodymyr Groysman suggested to withdraw the draft law and discuss drafting a new one at the future meeting of the parliamentary factions’ coordination board.

Expert community, involved in reforms development, resented this approach, as they believe the existing draft law is a compromise accommodating interest of all the participating parties. “The draft law contains all the novelties necessary to implement the public service reform. The statement of the European Council reads the same. We are convinced that any ideas to create a new working group on drafting of new bill will yield the same result, wasting 6 to 12 months. We’ve been looking for the compromise for over a year now,” said Denys Brodskyi, expert at Reanimation Package of Reforms, former head of the National Agency of Ukraine for Public Service.

Participants of the press briefing stated they believed a race for power to be the real reason for the attempts to back the reform. Ihor Koliushko, head of the board of the Center for Political and Legal Reforms mentioned discrepancies in approach to electing heads of local state administrations described in the draft law, and decentralization reform initiated by the President. “It was agreed that the public service reform would be the first step. There were discussions on certain provisions but in general we came to terms. The President all of a sudden makes a statement today that everything should start from scratch. It might be an unfortunate misunderstanding but if not, then it means a decision has been made at the highest political level to curtail institutional democratic reforms involving decentralization and transparency of the state power. In fact, it means focusing on accumulation of power. So, we need to explain the consequences of such policy,” explained Koliushko.

Viktor Tymoshchuk, deputy chair of the board of the Center of Political and Legal Reforms laid emphasis on several aspects of the Draft law which are sticking points impeding the reform. These are competitive selection for high governmental offices, local administrations, introduction of the office of state secretaries and prohibition of political party membership for the period of doing public service. “There are acceptable solutions even for those main debating points but they have to be passed anyway. Nevertheless, we would like to hear more clear points from the President and the Prime minister. The Prime minister acts oddly, as has not even once mentioned the need for this law over the past eighteen months,” said Tymoshchuk.

Volodymyr Kupriy, representative of the Eastern Partnership Civil Society Forum, reminded that the factions made a commitment to adopt the corresponding draft law. This is stated in the coalition agreement that the parties have signed. This commitment should have been fulfilled last year. “It might have been the only reform obtaining consensus from both governmental structures and expert community, so such calls for revision seem strange. If the government and parliaments made some commitments, they should fulfill them; otherwise they lose trust of both the society and European community. Attempts to improve something may be endless,” said Kupriy.

Oleksiy Ryabchyn, a member of parliament (MP), said that MPs should bear political responsibility for adopting the draft law. If there are some discrepancies, they must be solved in the debating chamber, not in the Cabinet of Ministers or the Presidential Administration. “I am concerned about the fact that these important amendments to the draft law that we agreed on at the meeting of the relevant committee of the parliament, will be defeated at the direction of various policy-makers. We will face the necessity to pass the law in such inadequate version. Nevertheless, we will not keep silent, we will list the names of people involved in this process. So I believe it would be efficient for everyone to get round the table and agree on adopting a compromise draft bill,” emphasized the MP.

Den Pasko, member of NCR and co-founder of “Professional Government” initiative, put emphasis on another important aspect to be solved by the public service reform. He referred to the fair wage for the public servants, which the draft law omits at present. Nevertheless, it is not the reason to refuse from the reform implementation. “It is the top-priority reform, and failure to pass it renders all the other reforms impossible,” said Pasko.

Share

Twitter