Больше популизма и разговоров, чем реальной работы – эксперты об имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС

Больше популизма и разговоров, чем реальной работы – эксперты об имплементации Соглашения об ассоциации с ЕС
09 сентября 2016.

Киев, 7 сентября 2016 года – Как Украина провела лето, как она выполняет Соглашение об ассоциации с Европейским Союзом и продолжает ли страна приближать свое законодательство к европейским стандартам? На эти вопросы эксперты искали ответы во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

Газовый сектор

Несмотря на прогрессивное законодательство, темпы преобразований оставляют желать лучшего. По словам Романа Ницовича, руководителя проектов и программ DiXi Group, на данный момент независимого регулятора нет, поэтому невозможно влиять на монополии и злоупотребления со стороны поставщиков. Не решение вопроса газопроводов: как будет работать методология для внутренних транспортеров. Непонятно, как распределительные сети можно использовать на правах аренды или концессии, а без этого невозможно говорить о конкуренции. «Нафтогаз планируют реструктурировать и отделить транспортную функцию и функцию хранения – будут созданы новые предприятия. Однако в настоящее время идет судебный процесс с «Газпромом». Эта независимая от правительства внешняя причина все затягивает», – отметил господин Ницович.

Электроэнергетика

Светлана Голикова, независимый эксперт, глава компании «ТрансЭнергоКонсалтинг», отметила, что для выполнения Соглашения об ассоциации и Директив в сфере электроэнергетики должны принять законы о регуляторе и рынке электроэнергии. «Это больше похоже на политическую борьбу, а не на содержательное наполнение и организационно-правовые вопросы», – считает эксперт.

По её словам, закон о рынке электроэнергии не работает, хотя должен был заработать еще в прошлом году. Фактически, это юридический нонсенс: закон не воплощен в жизнь, но никто не несет ответственности, и, в то же время, его никто не отменяет.

Среди плюсов госпожа Голикова отметила перевода сетей низкого напряжения от 60 кВ до 20 кВ: это обеспечит экономию при потерях в электросетях. Это также должно побудить потребителей переходить на разумное использование сетей и использование учетных приборов.

По словам эксперта, важна также проблема безопасности сетей. «Украинская система электроэнергии должна войти в европейскую систему. Недавно из-за аварии в России (Украина сейчас находится в единой объединенной системе вместе с РФ и странами Балтии – УКМЦ), Украина должна собственными силами поддерживать систему вручную, потому что в РФ все силы бросили на аварийные работы. Никто еще не посчитал цену этого инцидента. В Европейской системе такие случаи просчитываются экономически: кто кому должен», – пояснила г-жа Голикова.

Экология

Наталья Андрусевич, председатель правления ресурсно-аналитического центра «Общество и окружающая среда», рассказала, что уже есть планы имплементации директив в экологической сфере. «За последние месяцы приняли три евроинтеграционных проекта и ратифицировали Парижское соглашение. Мы также видим заинтересованность профильного министра», – отметила Наталья Андрусевич.

Она также отметила небольшой прогресс в вопросе чистоты атмосферного воздуха. В то же время, в сфере охраны птиц Украины находится на грани фола.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Как отметила Татьяна Бойко, координатор жилищно-коммунальных и энергетических программ гражданской сети «ОПОРА», популизма и обещаний на сегодня в Украине больше, чем действий и документов. Разработаны законопроекты об энергоэффективных зданиях и коммерческом учете, но они уже лет пять ходят по парламенту: их или не поддерживают народные депутаты, или же меняется каденция и они там исчезают.

Сегодня существует единая программа «теплых кредитов» – 900 миллионов гривен. Но спрос превзошел предложение: денег не хватило. Правительство дополнительно пообещало выделить 100 миллионов гривен в июле. «До сих пор нет нового постановления об этих 100 миллионах, программа для физических лиц заблокирована, потому что нет денег. По нашей информации дополнительных денег не было – их просто планировали забрать в ОСМД. Но если так сделать, то люди, которые взяли миллионные кредиты для домов, завтра приедут на автобусах под Кабмин», – считает Татьяна Бойко.

Что касается Концепции фонда энергоэффективности, то, по её словам, она существует пока что без плана мероприятий и ни одного нормативного документа. Социальная защита является большим приоритетам для правительства. «Люди, которые получают субсидии, не заинтересованы в энергоэффективных мероприятиях. Субсидианты заинтересованы не уменьшать свое энергопотребление, а дальше брать деньги у государства», – добавила Татьяна Бойко.

Нефтяная сфера

По словам Геннадия Рябцева, директора специальных проектов научно-технического центра «Психея», «лето в нефтяной сфере прошло без реформ: все откладывают дальше и дальше, создают новые рабочие группы, проекты документов, но до решения проблем правительство не доходит». Он пояснил, что обязательства в нефтяной сфере отсрочены во времени. «Это сыграло злую шутку. Создание минимальных запасов нефти и нефтепродуктов требует не только закупки продуктов, но и создания соответствующей инфраструктуры, которую за год или полгода создать невозможно», – подчеркнул господин Рябцев.

Бизнес-климат

Валентина Белякова, директор Европейско-украинского энергетического агентства, отметила прогресс в бизнес-климате страны. В частности, это – прозрачность добывающих компаний, продвижение закона об оценке воздействия на окружающую среду: теперь это будет обязательством компаний. Также реализуется проект ЕС по админпомощи в приближении законодательства к требованиям ЕС. Еще среди плюсов госпожа Белякова назвала запуск единого окна на таможне, работу системы «Прозорро» и открытие офиса содействия инвестициям в Украину.

Поделиться в соцсетях

Twitter

Experts on EU-Ukraine Association Agreement: There are more talks and populism, than real work

Experts on EU-Ukraine Association Agreement: There are more talks and populism, than real work
September 09, 2016.

Kyiv, September 7, 2016. How has Ukraine spent summer, how is it implementing the EU Association Agreement and does the country continue to approximate its legislation to the European standards? Experts tried answers these questions during discussions at Ukraine Crisis Media Center.

Gas sector
Despite our progressive legislation a pace of changes leaves much to be desired. According to Roman Nitsovych, head of DiXi Group projects and programs, currently, there is no independent regulator, so it is impossible to influence the monopolies and abuses from suppliers. The issue of gas pipelines has not been solved: how will work a methodology for internal suppliers? It is unclear whether the gas distribution networks will be used on a leasehold or concession basis. And without this it is impossible to talk about the competition. It is planned to restructure “Naftogaz” (national oil and gas company – UCMC note) and to separate the transport function and the storage function. New enterprises will be created. But currently, a lawsuit against “Gazprom” is being continued, and this external cause, independent of government, is protracting the above processes,” noted Mr. Nitsovych.

Electric-power industry
Svitlana Golikova, independent expert, head of “TransEnergoConsulting,” noted that the corresponding laws on a regulator and electricity market had to be adopted to implement the Association Agreement and the Directives in the field of electric power. “It’s rather a political struggle than meaningful actions or organizational and legal issues,” noted the expert.

According to her, although the law on the electricity market had to work last year, it does not function. In fact, this is a legal nonsense: the law has not been implemented and no one bears responsibility for this. At the same time no one cancels the law.

According to Ms. Golikova, among the advantages is switching low-voltage networks from 60 kV to 20 kV, which will effect savings. This should also encourage consumers in saving energy and using counters.

According to the expert, the network security issue is also very important. “The Ukrainian electric power system is to enter the European system. Recently, because of an accident in Russia (currently Ukraine is united in a single system with Russia and the Baltic countries – UCMC), Ukraine had to maintain the system in manual mode, because Russia hurled all effort into emergency work. Nobody has counted the price of this incident. In the European system, such cases are calculated economically: who owes and how much,” explained Ms. Golikova.

Ecology
Natalia Andrusevych, CEO of Resource and Analysis Center “Society and Environment,” informed that there are plans to implement the decrees in the environmental field. “Over the past three months three European integration projects have been adopted and the Paris Agreement has been ratified. We also see interest of the minister,” explained Ms. Andrusevych.

She also noted some progress in the ambient air issue. However, as to the protection of birds, Ukraine goes to the limit.

Public utility sector
According to Tetyana Boiko, coordinator of public utilities & energy programs, civil network “OPORA”, there is more populism and promises than actions and documents in Ukraine today. Draft laws on energy efficient buildings and commercial accounting have been elaborated, but they have been roaming over Parliament for about five years: MPs either do not support them or their term changes and the papers disappear.

Today there is a unified heat loans program – UAH 900 million. But the demand exceeded the offer: the money was insufficient. The government promised to allocate additional UAH 100 million in July. “There is still no new resolution on these 100 million, the program for individuals is blocked because there is no money. According to our information, there was no extra money, it was planned to take them from condominiums. But to do this would mean that people who took million-hryvnia loans for homes will take buses and arrive at the Cabinet tomorrow,” said Ms. Boiko.

As for the Concept of energy efficiency, there are still no action plan and regulations to implement it, she said. Social protection is the government’s priority. “People who get subsidies are not interested in energy efficiency measures. They are not interested in reducing their energy consumption, but in further getting money from the state,” added Tetyana Boiko.

Oil sector
According to Gennadiy Ryabtsev, special projects director, scientific & technical center “Psykhea”, “summer in the oil sector passed without reforms: everything is postponed again and again, new workgroups and new draft documents are created, but the government does not solve any problems.” He explained that commitments in the oil sector are postponed in time. “This has played a cruel joke. Establishment of minimum stocks of oil and oil products requires not only purchasing products, but also an appropriate infrastructure, which cannot be formed within twelve or eighteen months,” stressed Mr. Ryabtsev.

Business climate
Valentyna Belyakova, director of European-Ukrainian Energy Agency, noted the progress in the country’s business climate. In particular, it includes transparency of mining companies, promoting a law on environmental impact assessment: now it is the obligation of companies. Also, the EU project on administrative assistance in legislative approximation to EU requirements is being implemented. Speaking about the achievements, Ms. Belyakova also mentioned the launch of a single window at the customs, Prozorro activities and opening of an office for investment promotion in Ukraine.

Share

Twitter