Киев
,

Улучшение условий для развития малого и среднего бизнеса выгодно и бизнесу, и государству – эксперты

Киев, 28 ноября 2016.

Улучшение условий для развития малого и среднего бизнеса путём внедрения в этой сфере европейских стандартов – одна из приоритетных задач для Украины. От этого выиграют не только сами частные предприниматели, но и экономика в целом. Это подчеркнули европейские и украинские эксперты в ходе дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре. «Ситуация с МСБ в Украине хуже, чем в любой другой стране ЕС или странах на пути к евроинтеграции. И её нужно менять к лучшему во всех аспектах – начиная от доступа к земле, финансированию, к рынку. […] Нам нужно работать вместе, чтобы это сделать», – отметил Гюнтер Фехлингер, президент инициативы «Европейцы за налоговую реформу» (ETR). «Бизнес должен быть среди локомотивов реформ. С малым и средним бизнесом необходимо работать, это важный инструмент для развития бизнеса в стране в целом. […] Это очень активная составляющая рыночной экономики», – добавил Гари Реуше, профессор бизнес-школы Mеждународного института менеджмента.

Валентина Легка, исполнительный директор Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины, обратила внимание на то, что в Европе большинство предприятий – именно МСБ. В частности, 75% – это микропредприятия, малые и средние компании – 22%.

Необходимый пакет реформ

На сегодня ключевыми проблемами являются доступ к земле, большая доля теневого рынка труда, препятствия для мобильности из-за недостаточно развитой инфраструктуры, административное давление и коррупционные практики. По мнению Гюнтера Фехлингера, нужно отменить мораторий на продажу земли и создать прозрачный кадастр. Кроме этого, важно принять закон о конкуренции, исключить государственные субсидии для частного сектора и перекрёстное субсидирование. «Поддерживать нужно только малый и средний бизнес в регионах», – подчеркнул он. Необходимо также реформировать систему налогообложения МСБ и изменить требования к финансовой отчётности, выводить из тени отношения на рынке труда, минимизировать наличные операции, чтобы снизить коррупционные риски, распространять корпоративное управление. Дополнительными факторами развития станут также децентрализация и развитие регионов.

Гюнтер Фехлингер отметил также, что евроинтеграционные перспективы Украины в значительной степени зависят от того, сможет ли она адаптировать законодательство в этой сфере к европейским стандартам. Он напомнил, что на последнем саммите отдельно напомнили о необходимости содействовать развитию малого и среднего бизнеса в Украине. Для того, чтобы этот процесс был успешным, полезным будет сотрудничество с другими странами, которые также рассматривают возможность интеграции в ЕС.

Реформа системы налогообложения

Ещё один важный шаг – изменить систему налогообложения, отметил Александр Шемяткин, представитель «КМ Партнёры», эксперт по вопросам налогообложения. По его мнению, целесообразно заменить налог на прибыль налогом на выведенный капитал. Таким образом, средства, которые выводятся из бизнеса и из страны, будут облагаться налогом, которые остаются – не облагаются. «Из Украины ежегодно выводится 11 миллиардов долларов. Это основной источник наполнения бюджета, и это позволит отпустить МБС и дать ему возможность развиваться», – отметил он. При этом, проверяться будут только операции, которые выводят средства из бизнеса. Это позволит уменьшить нагрузку и расходы государства на налоговую, а также количество споров с налоговой.

Новые стандарты требований к финансовой отчётности

Один из необходимых шагов – переход на европейские стандарты требований к финансовой отчётности предприятий. Это, в частности, Директива 34, которая предусматривает меньшее административное давление на предприятия, повышает прозрачность платежей и устанавливает единые требования к отчётности, рассказала Валентина Легка. В ней, в частности, чётко прописано, какую отчётность исполнительные органы могут требовать от каждой группы предприятий. Дополнительные требования устанавливать не разрешается. «Мы очень надеемся, что от деклараций мы наконец перейдём к практическим шагам и наши законодатели имплементируют её в Украине. Сегодня уже есть проект имплементации Директивы в нашем законодательстве – это изменения и дополнения в закон о финансовом учёте и финансовой отчётности и новый проект закона об аудите», – отметила она.

Государственно-частное партнерство

Развитию малого и среднего бизнеса будет способствовать также распространение практики государственно-частного партнёрства. Эти проекты будут наиболее выгодными для таких сфер как тепло- и водоснабжение, управление отходами, энергетика и инфраструктурные проекты, здравоохранение, а также управление объектами культурного наследия, рассказала Юлия Гуреева, эксперт по публично-частному партнёрству. Государство получит преимущества в виде новых рабочих мест, более эффективного управления более квалифицированными менеджерами, что позволит высвобождить сэкономленные финансовые ресурсы. Бизнес, в свою очередь, получает доступ к новой сферы деятельности, возможность заработать и, при этом, возможность участия в международных программах финансирования. «Например, от частного партнёра может потребоваться 30%, а остальное покрывается за счёт финансового учреждения», – отметила она. Юлия Гуреева добавила, что Мининфраструктуры уже инициирует первые такие проекты по строительству концессионных дорог и модернизации портов.

Такие проекты возможны даже в оборонной сфере, отметил Владимир Никитченко, начальник управления проектной деятельности «Укроборонпрома». Он рассказал, что из 40 тысяч наименований различных комплектующих, которые ранее закупали в РФ, почти 38 тысячам уже нашли альтернативу в Украине. «Подавляющее большинство этих предприятий – это как раз МСБ», – отметил он.

 

Программы поддержки МСБ и образовательные программы

Гари Реуше обратил внимание на необходимость создавать программы поддержки малого и среднего бизнеса, которые бы уменьшили риски для новых предприятий и увеличили их шансы удержаться и закрепиться на рынке. Желательно также создавать специализированные университетские программы для желающих стать предпринимателями. «В Украине связь между бизнесом и академическим сообществом не столь развита, как хотелось бы, эту ситуацию необходимо улучшить», – отметил он. Такую программу MBA запустят в МИМ в следующем году. Важно также позаботиться об изучении английского языка – это расширит возможности сотрудничества с партнёрами из других стран.

Доступ к качественным услугам консультантов и аудиторов

Важным катализатором перехода к игре по новым правилам будет доступность качественных услуг консультантов по управлению, бухгалтеров и аудиторов, отметили Валентина Легка и Елена Юзькова, вице-президент Международной Ассоциации консультантов по управлению, президент Всеукраинской Ассоциации консультантов по управлению. Для этого в Украине нужно внедрять мировые стандарты сертификации специалистов. Уже есть компании, которые входят в международные профессиональные организации и занимаются повышением квалификации и внедрением стандартов профессиональной этики. Наталья Базилевская, председатель правления «Граве Украина», отметила, что требования к страховым компаниям также желательно адаптировать к европейским стандартам, для того, чтобы эти услуги стали более доступными и выгодными для малого и среднего бизнеса

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

Better environment for SMEs is beneficial for both small businesses and the state – experts

Київ, November 28, 2016.

 

In order to improve its European integration perspectives experts stress that Ukraine needs to pay extra attention to arranging better conditions for small and medium enterprises.
Improving environment for small and medium enterprises (SMEs) through adaptation of European standards should be one of priorities for Ukraine. It will bring advantages both to businesses and the economy in general, said European and Ukrainian experts at a discussion at Ukraine Crisis Media Center. “The situation with SMEs in Ukraine is more dramatic, than anywhere else in the EU or in accession countries, and it’s really not acceptable. We have to improve it in every aspect: from SME access to land, to finances, to market […] We have to work together to improve it,” stated Günter Fehlinger, President of Europeans for Tax Reform (ETR). “Business should be leading these reforms and creating future. I like the idea of working with SMEs as a significant instrument in developing business in the country […] It’s a very active part of a market economy,” added Gary Reusche, professor of Business School of the International Institute of Management.

Valentyna Legka, executive director of the Ukrainian Federation of Professional Accountants and Auditors of Ukraine, noted that in Europe 75 percent of businesses are represented by microbusinesses and 22 percent by small and medium businesses.
Package of reforms for the sector

As of today, the worst problems are access to land, high level of informality in the labor market, limited mobility as a consequence of insufficient infrastructure, administrative pressure and widespread corrupt practices. According to Günter Fehlinger, moratorium on sale of land should be cancelled and a transparent cadaster should be created. In addition, Ukraine needs competition law and put an end to state subsidies for private sector and cross-subsidizing. “The only effort which can be done as support from the State is SMEs at the regional level – this is what should be supported,” he stressed. It is necessary to reform taxation for SMEs, to reduce informality in the labor market, to reduce use of cash as an anti-corruption measure, to introduce corporate governance. Decentralization and regional development would also contribute to SMEs development.

Günter Fehlinger also noted that Ukraine’s perspectives of European integration really depend on its success or failure to align the national legislation to European standards. He stressed that during the last EU-Ukraine summit the European partners have emphasized on the importance to contribute to SMEs development in Ukraine. To make the process more successful, Ukraine should cooperate with EU candidate countries.

New taxation system for SME

Another important step is tax reform for small and medium enterprises, noted Oleksandr Shemiatkin, expert on taxation, КМ Partners. According to him, tax on profit should be replaced by exit capital tax, so that businesses would not have to pay taxes on capital that remains inside the country. “Every year, 11 billion dollars exit from Ukraine. It could be the main source to fill the state budget and it would allow lowering pressure on the SMEs and let them grow,” he noted. In addition, the Fiscal Service would have to check only those operations that export costs from the business. As a result, there would be less work for the Fiscal Service and smaller budget expenditures on it, the number of legal disputes between businesses and the Fiscal Service would also drop.

New standards for financial statements

One of the necessary steps is to adopt EU standards for accounting and financial reporting of the SMEs. For instance, this is Directive 2013/34/EU that decreases administrative pressure on businesses, increases transparency and introduces equal requirements to accountancy documents, said Valentyna Legka. It prescribes what documents are required from every type of enterprises, and it is not allowed to introduce additional requirements. “We really hope that we will finally undertake practical actions and that our legislative authorities will implement it in Ukraine. At present there is already an implementation project, such as amendments to the law on financial accountancy and audit and a new draft law on audit,” she noted.
Public-private partnership

Wider practice of public-private partnership (PPP) would significantly contribute to SME’s development. PPP would be an advantage for such sectors as heating & water supply, waste management, energy and infrastructure, healthcare and management of cultural heritage buildings, said Yulia Gureieva, PPP expert. The state will benefit from creation of new jobs and a more efficient management by better professionals from the private sector. Efficiency would allow to make economy and to use the saved money for other projects. Businesses will benefit from receiving access to a new field of activity and getting profit. In addition, PPP provides opportunity to participate in the international funding programs. “For example, private partner would invest only 30 percent, the rest would be paid by a financial institution,” she noted. Ms Gureieva added that the Ministry of Infrastructure has already initiated PPP projects on construction of roads under concession agreements and modernization of sea ports.
PPP is possible even in the defense sector, noted Volodymyr Nikitchenko, head of Project department at “Ukroboronprom”. According to him, there were 40 thousands items that “Ukroboronprom” had been procuring in Russia before 2014 and then had to look for alternatives. As a result, 38 thousands have been found in Ukraine. “Most of these enterprises are the SME,” he emphasized.
Support programs for SME and academic programs

Gary Reusche noted that it is necessary to launch SME support programs that would reduce risks for emerging businesses and would increase their chances to survive and find their place in the market. It is also important to start academic programs for future entrepreneurs. MBA program for SME will be launched in the International Management Institute next year. “In Ukraine the linkage between business and academic community is not as good as we would like it to be, and this is a way to improve that linkage”, he said. It is also important to encourage entrepreneurs to learn English, as this will offer wider opportunities for cooperation with partners from abroad.
Access to high quality services of management consultants and auditors

Accessibility of high quality services of management consultants, accountants and auditors will also be an important catalyst for SME development, noted Valentyna Legka and Olena Yuzkova, vice-president of the Institute of Management Consultants of Ukraine (IMC-Ukraine), president of Ukrainian Association of Management Consultants. For this, Ukraine needs to introduce international certification standards. At present, there is a number of Ukrainian professional unions that have joined global professional associations and implement various projects on professional training and promoting standards of professional ethic. Natalia Bazilevska, head of Grawe Ukraine insurance company, added that requirements to the insurance companies should be reformed as well to make their services more available and advantageous for SME.

 

Share

Twitter
More news on the topic