Київ
,

О том, как будет происходить переход к монетизации субсидий, правительство должно объявить до конца декабря – чиновники, эксперты

Київ, 29 ноября 2016.

О том, каким образом будет происходить переход к монетизации энергетических субсидий, правительство должно объявить до конца декабря. Это подчеркнули общественные эксперты и чиновники во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре. Монетизацию субсидий скорее всего введут на уровне домохозяйств, но технически для её запуска нужно как минимум год. Во время переходного периода планируют сначала отменить клиринговые расчёты с «Нафтогазом» и ввести монетизацию на уровне теплоснабжающих предприятий. На уровне потребителей в этом отопительном сезоне состоится максимум монетизация остатков – если успеют выработать чёткий механизм, как это делать.

Решения для переходного периода

«Первое, что надо сделать – монетизацию на уровне предприятий, второе – способствовать монетизации остатков на конец этого сезона. Третье – работать вместе над тем, чтобы меры по энергоэффективности были must do, чтобы были долгосрочные стимулы к уменьшению, и предложения для граждан, как это сделать», – заявил Дмитрий Вовк, глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг.

Представители Минфина и НКРЕКУ отметили, что отмена клиринга может вынести на поверхность целый ряд проблем, в частности со своевременным и полным расчётом за субсидиями. Однако, по мнению Дмитрия Вовка и главы Проектного офиса реформ Министерства финансов Украины Яны Бугримовой, это все равно абсолютно необходимый шаг, поэтому нужно проанализировать риски и продумать оптимальное решение. Дмитрий Вовк добавил, что Комиссия будет защищать лицензиатов, если не будет своевременных расчётов за субсидиями.

Если принимать решение о монетизации остатков уже в этом сезоне, об этом желательно объявить по крайней мере до конца декабря – чтобы у потребителей был стимул экономить.

Позиция Минсоцполитики

По мнению Министерства социальной политики Украины, о монетизации субсидий на уровне домохозяйств нельзя говорить до тех пор, пока не будет продуман механизм, как это делать. «Мы не видим в ближайшей перспективе возможности монетизации всех субсидий, это нереально и с физической, и с технологической точки зрения. Это может растянуться минимум на год», – заявил Виталий Музыченко, директор Департамента государственной социальной помощи Министерства социальной политики Украины. Сейчас субсидии получает более 6,5 миллионов домохозяйств, и для открытия этих 6,5 миллионов специальных счетов нужны время, технические инструменты, финансовые и человеческие ресурсы. В то же время, в министерстве поддерживают идею монетизации остатков субсидий – опять-таки, если будет готовность системы.

Позиция Минфина

«Система должна стимулировать к энергоэффективности. Если она выполняет эту функцию, целевой моделью должно быть монетизация на уровне потребителя», – заявила Яна Бугримова. Если оставлять за ней только социальную функцию, тогда, по её мнению, уместно говорить о монетизации только на уровне ТКЭ.

Яна Бугримова напомнила, что сейчас субсидии рассчитываются по завышенным нормативам, поэтому возникает вопрос, целесообразно ли монетизировать остатки в этом сезоне и в каких объёмах. Кроме того, отметила она, распределение средств не является функцией ТКЭ и у них нет механизма и опыта, как это делать. «Если есть право, но не прописан механизм, как это должно быть сделано, это может привести к конфликтам», – отметила она.

Позиция «Нафтогаза»

В «Нафтогазе» поддерживают идею отмены клиринга и перехода к денежным расчётам, заявил Алексей Хабатюк, заместитель главы Департамента НАК «Нафтогаз Украины». «Мы за монетизацию на уровне потребителей, так как для поставщиков это несвойственная функция на этапе монетизации остатков для выплаты потребителю», – отметил он. Кроме того, это создаст избыточную ликвидность на уровне ТКЭ. По его словам, «Нафтогаз» не видит возможности ввести монетизацию в этом сезоне, потому что нет готовой нормативно-правовой базы и согласованного механизма.

Он добавил, что на последующих этапах, когда система уже будет действовать, нужно продумать механизм урегулирования конфликта интересов потребителя, который хочет сэкономить, и ТКЭ, которые заинтересованы начислить больше.

Позиция общественных экспертов

«Должна быть выбрана модель, которая будет максимально полезной для потребителей, которая обеспечит контроль за тем, как используются средства, которые люди получили на руки, и контроль за тем, насколько монетизация через год уменьшила потребление субсидиантов», – отметил Тарас Ткачук, аналитик DiXi Group. По мнению Татьяны Бойко, координатора жилищно-коммунальных программ гражданской сети «ОПОРА», для эффективного уменьшения потребления сэкономленная доля субсидии должна быть направлена исключительно на оплату коммунальных услуг и на мероприятия термомодернизации.

Эксперты от общественности отметили, что не видят никакой проблемы в том, чтобы открыть специальные счета для субсидиантов – многие из них уже имеют счета в «Ощадбанке» для других социальных выплат, поэтому можно было бы аккумулировать на них и эти средства.

Татьяна Бойко напомнила, что необходимо также решить проблему с той долей субсидии, которая должна уплачиваться управляющим компаниям и ОСМД за управление жилыми домами – сейчас они просто не возвращаются. «Моё предложение в этом отопительном сезоне сделать монетизацию жилищных субсидий – компенсацию расходов на управление для ОСМД или платы за услугу для управляющих. Иначе мы не запустим рынок управления жилым фондом, бизнес не пойдёт в ту систему расчётов, которая действует сегодня», – отметила она.

Предварительные шаги – установление реалистичных нормативов и верификация

Монетизации на уровне домохозяйств должны предшествовать установление реалистичных нормативов потребления и верификация субсидиантов. Об этом единодушно заявили все участники дискуссии. «Нужны дополнительные критерии – не только совокупный доход. У нас есть субсидианты, которые ездят на «Мерседесах», – отметила Татьяна Бойко. Марианна Онуфрик, руководитель общественных программ Института общественно-экономических исследований, добавила, что известны отдельные случаи, когда для получения субсидий люди умышленно просят заработную плату в конвертах, работают в тени и регистрируются как безработные, и т.д.

Дмитрий Вовк и Алексей Хабатюк отметили, что действующий норматив 5,5 кубических метров является завышенным. По данным НКРЕКУ, средний объем фактического потребления составляет 4 кубометра на квадратный метр площади. Также следует позаботиться об обеспечении 100% учёта тепла на уровне ТКЭ. На сегодня приборами учёта оснащены только 61%.

Эксперты и чиновники согласились, что весомым стимулом для экономии и термомодернизации был бы долгосрочный план снижения нормативов. «Гражданам надо давать долгосрочные горизонты, говорить, какие будут нормативы на следующий сезон. Тогда люди будут понимать, что у них нет вариантов, кроме экономии или энергоэффективности», – заявил Дмитрий Вовк.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

Government should announce monetization models of subsidies till the end of December – officials, experts

Київ, November 29, 2016.

Monetization of subsidies shall allow cutting down the amount of citizensm unlawfully receiving financial aid from the state to cover the utilities, however certain state insitutions prefer not rush into monetization until there is no clear mechanism for the transfer.

The government should inform the population about the monetization models of subsidies till the end of December. This was stressed by public experts and officials at a discussion held at Ukraine Crisis Media Center. Monetization of subsidies is likely to be launched at the household level, but technically it can start in at least a year. There are plans to cancel clearing with “Naftogaz” first and introduce monetization at the level of heating companies during a transition period. As to the level of consumers, there will be at most monetization of residues this heating season – if they manage to work out a clear mechanism for it.

Decisions for a transition period
“The first thing to do is monetizing at the enterprise level, the second – to promote monetization of residues at the end of this season. The third – to work together to ensure that energy efficiency measures are must do, because there are long-term incentives to decrease and suggestions for people how to do it,” said Dmytro Vovk, head of the National Commission for state regulation in the energy and utilities (NKREKP).

Representatives of the Ministry of Finance and NKREKP noted that the abolition of clearing may disclose a number of old problems, particularly with the timely and full subsidy payments. However, according to Dmytro Vovk and Yana Bukhrimova, head of project office for reforms of the Ministry of Finance of Ukraine, it is still an absolutely necessary step, so we need to analyze the risks and consider the optimal solution. Dmytro Vovk said that the Commission will protect licensees if there are no timely subsidy payments.

If a decision on monetization of residues is made this season, it should be announced at least till the end of December so that customers should have an incentive to save.

Heating companies should ensure 100 percent of heat metering. As of today, only 61 percent are equipped with meters.

Position of the Ministry of Social Policy
According to the Ministry of Social Policy of Ukraine, the monetization of subsidies at the household level is out of the question until there is a mechanism for how to do it. “We do not consider it possible to monetize all subsidies in the short term; it is unrealistic from both physical and technological point of view. It may take at least a year,” stated Vitaliy Muzychenko, director of the Department of Social Assistance at the Ministry of Social Policy of Ukraine. Now over 6.5 million households receive subsidies and it takes time, technical tools, financial and human resources to open these 6.5 million special accounts. Meanwhile, the ministry supports the idea of monetization of subsidies residues – again, if the system is ready.

Position of the Ministry of Finance
“The system has to encourage energy efficiency. If it performs this function, the target model must be monetization at the consumer level,” said Yana Bukhrimova. If it retains only a social function, then it is appropriate to speak only about monetization at the level of heating companies.

Yana Bukhrimova reminded that subsidies are calculated by excessive standards, so the question is whether it is good to monetize residues this season and to what extent. In addition, she noted, the distribution of funds is not a function of heating companies and they do not have a mechanism and experience of how to do it. “If there is a right but no mechanism of how it should be done, it can lead to conflicts,” she said.

Position of “Naftogaz”
National oil and gas company “Naftogaz” supports the idea of transition from clearing to cash settlements, stated Oleksiy Khabatiuk, deputy head of department at PJSC “Naftogaz Ukraine.” “We are in favor of monetization at the level of consumers because this function is untypical of suppliers during monetization of residues to be paid to consumers,” he noted. Besides, it will cause excess liquidity at the level of heating companies. According to him, “Naftogaz” sees no possibility of implementing monetization this season because there is neither ready legal framework, nor coordinated mechanism.

He added that later, when the system becomes effective, it is necessary to consider the mechanism of resolving a conflict of interests between a consumer who wants to save and a heating company that wants to overcharge for its services.

Position of experts
“The most useful to consumers model should be chosen, which will make it possible to control  how the money received by people are used and how much the monetization reduced consumption by recipients of subsidies,” noted Taras Tkachuk, analyst of DiXi Group. According to Tetyana Boyko, coordinator of utility programs of the social network “OPORA,” to considerably reduce the consumption a saved share of the subsidy should be allocated exclusively for payment for utility services and the thermo modernization measures.

The public experts noted that there is no problem to open special accounts for recipients of subsidies, because many of them already have accounts in the biggest state-owned bank – the “Oschadbank” – for other social benefits.

Tetyana Boyko reminded that it is also necessary to solve the problem of the subsidy share to be paid to managing companies and condominiums for managing the residential buildings.  Now this share is not returned. “I propose to monetize the housing subsidies this heating season – to compensate the condominiums for management or for fees to managers. Otherwise we will not start the housing stock management market because business will not enter into the existing settlement system,” she noted.

Preliminary steps – setting realistic standards and verification
Monetization at the household level should be preceded by setting realistic standards and verification of recipients of subsidies. This was unanimously stressed by all panelists. “There should be additional criteria – not just an aggregate income. There are recipients of subsidies who drive Mercedeses,” noted Tetyana Boyko. Marianna Onufryk, director of social programs of the Institute of Social and Economic Research, added that there are many cases when people consciously ask to give them salaries in envelopes, work in the shadow, are registered as unemployed, etc. for them to receive subsidies.

Dmytro Vovk and Oleksiy Khabatiuk noted that the current norm of 5.5 cubic meters is too high. According NKREKP, the average volume of actual consumption is 4 cubic meters per square meter.

Experts and officials agreed that a major incentive for savings and thermo modernization would be a long-term plan for reducing the norms. “Citizens should be given a long-term horizon and informed of the norms for the next season. Then people will realize that they have no option other than saving or energy efficiency.” stated Dmytro Vovk.

Share

Twitter
More news on the topic