Киев
,

Медицинские учреждения получат рекомендации, как превратиться в предприятие – МОЗ

Киев, 24 апреля 2017.

Министерство здравоохранения Украины разработало методические рекомендации для медицинских учреждений о том, как провести реорганизацию в предприятия в соответствии с законом об автономизации медицинских учреждений («О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам охраны здоровья»). «Здесь простым и понятным языком выписаны 13 шагов – пошаговая инструкция, как превратиться в коммунальное некоммерческое предприятие. Этот документ уже размещен на сайте Минздрава, и сегодня (…) мы распространим эти рекомендации по регионам и предложим заведениям начать подготовку к реорганизации, чтобы не тянуть и чтобы успеть сделать это в «льготный период», когда это будет намного проще», – рассказал Павел Ковтонюк , заместитель министра здравоохранения Украины, во время пресс-брифинга в Украинском кризисном медиа-центре.

Павел Ковтонюк заверил, что Минздрав будет помогать медицинским учреждениям переходить в новый статус. «Это очень важный шаг в медицинской реформе, который позволит медицинскому учреждению после принятия законопроектов о новой системе финансирования медицины, которые правительство зарегистрировало в парламенте, быть эффективными в новой системе, когда средства идут за медицинской услугой. Все медицинские учреждения в Украине будут работать по договорам, и если заведение находится в статусе некоммерческого предприятия, ему будет гораздо легче это делать», – отметил он.

Что меняет автономизация?

Автономизация медицинских учреждений предусматривает их реорганизацию в предприятия, вместо действующей модели вертикального управления, когда каждый шаг необходимо было согласовывать с Минздравом. В этих условиях они смогут самостоятельно решать свои хозяйственные вопросы, включая политику зарплат, а главный врач превращается в менеджера, которого избирают на должность через конкурс.

Финансирование реорганизованных учреждений будет осуществляться не по постатейной смете расходов, а на основе собственного финансового плана. У каждого медучреждения появится собственный счет в банке. «Мы защищаем эти деньги – они остаются в государственных банках, но заведение может ими свободно распоряжаться», – отметил замминистра. Если раньше остатки на счете в конце года забирали обратно в бюджет, теперь сэкономленные средства будут оставаться у заведений, они могут инвестировать их в собственное развитие по своему усмотрению. Теперь источниками финансирования учреждения могут быть как бюджетные средства, так и средства юридических и физических лиц.

Работники медицинских учреждений переходят на трудовые договоры и перестают быть «бюджетниками». Заработная плата больше не будет привязана к «тарифной сетке» согласно разряду – размер заработных плат будет определять руководство заведения. Это позволит мотивировать персонал. Также медучреждения смогут нанимать по договорам подряда врачей-ФЛП, которые зарегистрированы и имеют лицензию на ведение медицинской практики.

Такая модель будет поощрять хозяйственную инициативность руководства медицинских учреждений и мотивировать их эффективно использовать средства. При желании, медицинские учреждения смогут образовывать объединения с другими учреждениями, действующими в статусе предприятия, с целью перераспределения функций и оптимизации использования ресурсов.

При этом, подотчетность и контроль за использованием средств остается. Медикаменты нужно будет закупать через систему «ProZorro». Контроль за деятельностью учреждения будут осуществлять наблюдательные советы. Они не будут вмешиваться в ежедневную деятельность, но будут принимать участие в принятии важных решений. Для учреждений вторичного и третичного уровня это обязательно. Также могут создаваться попечительские советы с участием представителей общественности и местного самоуправления.

Автономизация – не приватизация

«Вокруг этого процесса есть много мифов – говорят, что «все учреждения будут приватизированы», «многих врачей уволят » и так далее. В основном, все это мифы. Статус предприятия никак не влияет на увольнения или аренду, приватизацию или неприватизацию. Он просто дает возможность заведению функционировать как нормальное предприятие, а руководителю – быть нормальным руководителем », – отметил Павел Ковтонюк.

Сам по себе факт реорганизации – не повод для увольнения, трудовые отношения с работниками продолжаются. Увольнение возможно только в случае, если заведение решит сократить штат.

Когда и как это произойдет?

Если Президент подпишет закон, он вступит в силу через полгода. К концу 2018 года для медицинских учреждений будет действовать «льготный режим» – максимально упрощенная процедура перехода на новую модель с точки зрения того, сколько и какие документы нужно готовить, решения проблем с задолженностью и т.д. Таким образом, те, кто за этот период реорганизуются в предприятия, с 2019 года уже смогут заключать договоры с государством и работать по новой модели. Министерство не может заставить медицинские учреждения реорганизовываться – это может происходить только по их собственной инициативе и инициативе местных органов власти, так как принадлежат они местным общинам.

«Мы знаем из «точечного» опыта, что процесс перехода в новый статус занимает около 6 месяцев, если нет никаких проблем, поэтому у всех есть время это сделать. Если этого не будет сделано, это не значит, что учреждения останутся без денег, но останутся без массы преимуществ, которые дает новая модель финансирования, когда оплачивается медицинская услуга, а не выделяется некая сумма на поддержку этого заведения, как это есть на сегодня», – отметил Павел Ковтонюк.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Ministry of Health: Medical institutions will receive guidance on how to convert to enterprises

Kyiv, April 24, 2017.

Ministry of Health of Ukraine has developed guidelines for medical institutions on how to become an enterprise under the law on autonomy of medical institutions (“On amendments to some legislative acts of Ukraine concerning improvement of legislation on healthcare”). “It proposes 13 steps written in plain and clear language – a step by step instruction on how to become a communal non-profit enterprise. This document is published on the MoH website, and today (…) we are going to distribute these recommendations in regions and suggest that medical institutions begin preparations for restructuring without delay and do it within an exemption period when it is much easier,” said Pavlo Kovtoniuk, Deputy Minister of Health of Ukraine, at a press briefing held at Ukraine Crisis Media Center.

Pavlo Kovtoniuk assured that the Ministry of Health will help medical institutions gain a new status. “This is a very important step in healthcare reform that will enable a medical institution to be effective within a new system after the adoption of draft laws on the new system of medical financing, which the government submitted to the Parliament, under which money follow medical services. All medical institutions in Ukraine will work under contracts, and if an institution has the status of a non-profit enterprise, it will be much easier to do this,” he said.

What does autonomization change?

Autonomization of medical institutions involves their reorganization into enterprises instead of the current model of vertical control when each step is to be coordinated with the Ministry of Health. In these circumstances, they will be able to solve their economic issues, including wages policy, and the head doctor becomes a manager elected through a competition.

Reorganized institutions will be financed not under the itemized cost estimate but based on their own financial plan. Each medical institution will have a bank account. “We protect the money – it remains in state banks, but the institution may freely use them,” noted Mr. Kovtoniuk. Previously, balances were taken back into the budget at year end, now the savings will remain in the institution, which can invest them in something at its discretion. Now institutions may be financed through both budget funds and corporate and individual funds.

Employees of medical institutions will sign employment agreements and no longer be state employees. Their wages will no longer be tied to a category pay scale – wages will be determined by an institution’s management. This will motivate the staff. Also, medical institutions can employ doctors-individual entrepreneurs, who have registered and have a license for medical practice, under employment contracts. This model will encourage economic initiative of management of medical institutions and motivate them to use funds effectively. At their discretion, medical institutions will form associations with other institutions that have the status of an enterprise to redistribute functions and optimize the use of resources.

Thus, accountability and control over the use of funds will remain. Medicines will be purchased through ProZorro system. Supervisory boards will monitor activities of the institutions. They will not interfere with their daily activities, but will participate in making important decisions. It is obligatory for institutions of the secondary and tertiary levels. Besides, boards of overseers with representatives of the public and local authorities may be established.

Autonomization does not mean privatization

“There are many myths around this process. They say that ‘all institutions will be privatized’, ‘many doctors will be dismissed’, and so on. In general, all these rumors are myths. The status of the enterprise deals neither with the dismissal and employment, nor with privatization and non-privatization. It just enables the institution to function as a normal enterprise, and the head of the institution to be a normal manager,” noted Pavlo Kovtoniuk.

The mere fact of reorganization does not provide grounds for dismissal; the employment relations with workers are continuing. Dismissals are possible only if the institution decides to reduce the staff.

When and how will this happen?

If the President signs the law, it will take effect in six months. Medical institutions will be offered favorable treatment until the end of 2018. “Favorable treatment” means a simplified process of transition to a new model in terms of how many and which documents should be prepared, how the problems of debt will be solved and so on. Thus, the institutions that will be reorganized into enterprises during this period, from 2019 will be able to enter into contracts with the state and work according to the new model. The Ministry cannot force medical institutions to reorganize themselves. They can do this only on their own initiative or the initiative of local authorities, because they belong to local communities.

“We know from the ‘sporadic’ experience, that the transition to the new status takes about 6 months if there are no problems, so they have time to do it. If this is not done, it does not mean that institutions will remain without money, but they will remain without many advantages offered by the new funding model, when a medical service is paid for instead of allocating a certain amount to support this institution as it is today,” noted Pavlo Kovtoniuk.

Share

Twitter
More news on the topic