Киев
,

Для успешной коммуникации реформ необходимо сотрудничество между властью, экспертами и медиа – экспертная дискуссия

Киев, 28 апреля 2017.

Для того, чтобы между властью, экспертами и обществом наладился диалог и понимание, нужны более конструктивные форматы дискуссии между чиновниками, политиками и экспертной средой, больше готовности слышать друг друга и профессиональная работа СМИ. Последним важно сотрудничать с экспертами, чтобы благодаря этому сотрудничеству аудитория получала информацию о сложных темах в понятном и интересном формате. Такими оказались итоги экспертной дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

Что не так с публичной дискуссией?

Основная проблема – нехватка содержательности и конструктива, в результате чего возникает ощущение хаоса и недоверие общества к политикам, экспертам и СМИ. В публичной дискуссии часто смещают акценты с содержания обсуждения на политического актёра и его намерения, отметил Роман Кобец, эксперт рабочей группы по разработке правительственной политики в сфере развития электронного управления при Вице-премьер -министре Украины – министре регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины. Дискуссию нужно строить вокруг освещения сути проблемы, вариантов решения и возможных последствий этих вариантов решения. «Тогда это позволяет людям более или менее рационально понимать, что делает правительство, зачем оно это делает, в какой мере учтены их интересы. Они получают объективное мерило оценки, это немного снижает градус напряжения, и люди начинают доверять, потому что доверие возникает из понимания», – пояснил он.

Во-вторых, политики должны сами конструктивно реагировать на критику. «У нас есть министры, которые не хотят давать интервью определённым СМИ, потому что когда-то них  плохо написали». Если мы такими категориями мыслим, никакую взрослую дискуссию мы не сможем вести, – подчеркнула Ирина Соломко, руководитель отдела коммуникаций Реанимационного пакета реформ. – Мы никогда не выходим из позиции, что позиция экспертов самая правильная, потому что в дискуссии рождается истина. Я считаю, что эксперты, СМИ и власть – это единственный возможный треугольник, который поможет что-то сдвинуть и донести, что этой стране нужны перемены».

Для того, чтобы такая дискуссия стала возможной, она должна проходить на независимых площадках с профессиональной жёсткой модерацией. «Очень важны рамки, в которых она проходит – именно они должны обеспечить модерацию и отсечение людей с сомнительной репутацией. (…) Если мы даём им слово и позволяем разрушать конструктивную дискуссию, мы разрушаем то, за счёт чего обеспечивается нормальная коммуникация», – подчеркнул Павел Кухта, член группы стратегических советников при Кабинете Министров Украины по поддержке реформ в Украине.

Власть и эксперты: как лучше слышать друг друга

По мнению экспертов, политическим деятелям следует чаще прислушиваться к советам специалистов, чтобы нарабатывать лучшую концепцию, выбрать правильный подход к разным аудиториям и не навредить самим себе. Лариса Мудрак, президент Win Win Communication, рассказала кейс реформы Вацлава Гавела о возвращении национализированной собственности наследникам людей, которым она принадлежала. Вацлав Гавел и сам был наследником, и очень хотел вернуть себе сахароварню, но прислушивался к советам экспертов и настроениям СМИ и не сделал этого. В противном случае это могло существенно навредить его репутации.

По её мнению, украинским чиновникам для лучшей коммуникации нужно больше самодисциплины, чувство общей ответственности и готовности, при необходимости, быть «не первым номером, а десятым», и чуть больше чувства юмора.

Антон Ященко, исполнительный директор Офиса реформ, советует экспертам в дискуссии с правительством чаще апеллировать к Среднесрочному плану действий правительства до 2020 года, который является «дорожной картой» для всех сфер. «Это очень действенный инструмент как для самого правительства, с точки зрения координации действий, так и для экспертной среды. И если эксперты, работающие в энергетической сфере, видят инициативы Министерства энергетики и угольной промышленности, противоречащие этому плану, они могут опираться не только на своё экспертное мнение, а также на нормативный акт правительства. Поэтому первая рекомендация – уделить максимальное внимание этому документу и максимально использовать его в своей работе», – отметил он. Прогнозируемость решений повышает и доверие к таким решениям.

Реформы и СМИ: больше сотрудничества с экспертами, больше инициативы, больше профессионализма

Мониторинг освещения реформ в СМИ, показал, что в 90% случаев СМИ замечают проблему после того, как о ней вспомнил представитель какого-то органа власти, а освещение темы часто сводится к набору цитат. В большинстве случаев читатель / зритель не получает видение общей картины – СМИ не формируют контекста, отметил Тарас Кузьмов, медиа-эксперт Украинского кризисного медиа-центра. При этом, именно от СМИ зависит, насколько люди будут понимать и как воспринимать процессы, которые происходят в стране. Игорь Семиволос, директор Центра ближневосточных исследований, обратил внимание на то, что нередко СМИ прибегают к языку борьбы и своеобразной «классовой вражды». Эти коннотации приводят к тому, что общество тотально теряет доверие к органам власти. «Недоверие в коммуникациях очень вредит всем нам. Общество не доверяет всем нам – СМИ, экспертам и политикам, (…) особенно учитывая то, что, внедряя реформы, мы выступаем против определённых мифов, которые закреплялись годами. Доверие – это «смазка», которая позволит улучшить работу всей системы», – отметил Павел Кухта.

Для качественной коммуникации реформ необходимо тесное сотрудничество между медиа и экспертами, которое будет заключаться в основательном объяснении и «переводе» для СМИ на «понятный язык» того, что обсуждается во время экспертных дискуссий. Эксперты должны обсуждать проблемы на глубинном, профессиональном уровне, но по итогам этих обсуждений нужно создавать продукт, который через соцсети может попасть к потребителям, или журналистам в такой форме, в которой он лучше расходится для каждой из аудиторий: Интернет-аудитории отдельно, телевидения – отдельно, предлагает Ирина Штогрин, представитель Радио «Свобода». «Этот вопрос совместной работы эксперта и коммуникационщиков. И для этого нужны обучение и ресурсы», – отметил Глеб Вышлинский, исполнительный директор Центра экономической стратегии.

Отдельная проблема – работа региональных СМИ. Спрос на них достаточно большой, запрос на информацию о реформах – очень большой, однако в регионах не хватает компетентных экспертов, к которым можно обратиться за комментарием. «Самая большая проблема – некомпетентность журналистов, а взяться ей неоткуда – они «варятся в собственном соку». Их заказчики новостей, обычно – ОГА или владельцы, но не зрители, и это также проблема», – отметил Сергей Мамаев, представитель телеканала UA: Первый, TV-5 (Запорожье).

Уже есть некоторые проекты (проекты РПР, УКМЦ, VoxConnector), которые помогают местным журналистам расти профессионально и налаживать контакты с киевскими экспертами. В то же время, эксперты сами очень нуждаются в информации о том, что реально происходит на местах, и поэтому для них очень ценны репортажи региональных СМИ. «Когда журналист работает над темой пенсионной реформы, медицинской реформы, налоговой реформы или, особенно, децентрализации, экспертное мнение – это, возможно, 20% вклада. Намного больше – это функция журналиста (…), потому что реальность не всегда соответствует тому, что говорит эксперт. Нужно ехать в ОТГ (объединенные территориальные громады), успешные или неуспешные; показывать ОТГ, которые построили дорогу и обновили школу, и другие, которые, наоборот, от децентрализации теряют средства; говорить об успешных кейсах ОСМД и энергоэффективности, об успешных кейсах интернационализации бизнеса, что очень важно для Украины», – подчеркнул Владимир Ермоленко, директор европейских программ «Интерньюз Украина». Для того, чтобы региональные СМИ смогли позволить себе поездки для снятия репортажей, для них была бы полезной программа мини-грантов.

Что касается понимания реформ местными властями, по мнению Игоря Семиволоса, директора Центра ближневосточных исследований, на местах информации о реформах достаточно, но нет видения, как эти реформы воплощать. «Задача киевских экспертов – насколько это возможно, помочь людям продуцировать решение; не привезти им решения, не навязать, а помочь придумать. Когда это происходит, это решение для них ценно, и тогда местные СМИ могут сыграть огромную роль, распространяя и пропагандируя его», – отметил он.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Government, experts and media must cooperate to communicate more effectively on reforms – expert discussion

Kyiv, April 28, 2017.

Building public awareness and dialogue among the government, experts and society requires more structural formats of discussions among government officials, politicians and experts, more willingness to hear each other, and professional media performance. Cooperation with experts has become important recently as due to this cooperation the audience can receive information about complex topics in a clear and interesting format. This was stressed by experts at a discussion held at Ukraine Crisis Media Center.

What’s wrong with public discussions?

The main problem is lack of pithiness and constructive proposals, causing a feeling of chaos and mistrust of society to politicians, experts and the media. In a public discussion, they often shift the focus from discussing political actors and their intentions to a confrontation between different political groups, and then the real point at issue is lost, said Roman Kobets, expert of the working group on government e-governance policies development at the Vice Prime Minister of Ukraine – Minister of Regional Development, Construction and Housing and Communal Services of Ukraine. The discussion should be built around the coverage of the problem, solution options and possible consequences of the solution. “Then people can more or less rationally understand what and why the government does and to what extent their interests are taken into account. They get an objective assessment criterion, it slightly lowers the degree of stress, and people begin to trust, because trust is a derivative of understanding,” he explained.

Secondly, politicians are required to respond to criticism in a more constructive way. “We have ministers who do not want to give interviews to certain media, because they used to write ‘bad things’ about them. If we think in such terms, we will never be able to conduct an adult discussion,” emphasized Iryna Solomko, head of the Reanimation Package of Reforms. “We never presume that experts’ position is the most correct, because the truth is born in argument. I believe that experts, the media and the government are the only possible triangle that will help move forward and communicate that the country needs a change.”

In order to make such a discussion possible, it should be conducted on independent platforms with strict professional moderation. “It is important to determine the framework of a discussion to ensure moderation and cut off people with a dubious reputation. (…) If we give them a floor and let destroy a constructive discussion, we destroy the grounds of normal communication,” stressed Pavlo Kukhta, member of the strategic advisers group at the Cabinet of Ministers of Ukraine to support reform in Ukraine.

The government and experts: how to better hear each other

According to experts, politicians should be more heedful of experts’ advice to develop the best concept, choose the right approach to different audiences and not to harm themselves. Larysa Mudrak, President of the Win Win Communication, described Vaclav Havel’s reform case to return the nationalized property to the heirs of people it belonged to. Vaclav Havel was an heir too, and he was very eager to return his sugar mill, but he listened to the advice of experts and media and did not do this. Otherwise, it could have significantly damaged his reputation.

According to her, for better communication Ukrainian officials require more self-discipline, a sense of shared responsibility, a willingness to be “number ten instead of one”, if necessary, and a little more sense of humor.

Anton Yaschenko, executive director of the Reforms office, believes that in discussions with the government experts should more often appeal to the Medium-Term Action Plan until 2020, which is a road map for all sectors. “This is a very effective tool both for the government, in terms of coordination, and for experts. And if the energy sector experts see the initiative of the Ministry of Energy and Coal Industry which contradict this plan, they can rely not only on their expert opinion but also the government regulation. Therefore, the first recommendation is to pay maximum attention to this document and take full advantage of it,” he noted. The predictability of decisions increases trust in them.

Reforms and media: more cooperation with experts, more initiative and professionalism

Monitoring of media coverage of reforms revealed that in 90% of cases the media notice the problem after it has been mentioned by a representative of some authorities, and the coverage of topics is often reduced to a set of quotes. In most cases, the reader/viewer does not get the vision of the overall picture. The media do not shape the context, noticed Taras Kuzmov, media expert, Ukraine Crisis Media Center. However, it is the media that are responsible for how people will understand and take view of the processes happening in the country. Ihor Semyvolos, director of Middle East Studies Center, pointed out that the media often resort to the language of struggle and a kind of “class hatred”. As a result of these connotations society loses trust in authorities. “Distrust of communications is very harmful to all of us. Society trusts neither the media, nor experts and politicians (…), especially when it is considered that we unveil certain time-honoured myths while introducing reforms. Trust is the catalyst that will enable us to improve the whole system,” emphasized Pavlo Kukhta.

The quality communication of reforms requires close cooperation between the media and experts. It should consist in thorough explanation of issues raised during the panel discussions and translation them into “plain language” for the media. Experts should discuss problems profoundly and professionally. On summarizing the results of these discussions, we should create a product, which through social media can reach consumers or journalists in the form that is best suited to each audience: individually for Internet audience and TV viewers, offers Iryna Shtohrin, radio “Svoboda” representative. “To provide the knowledge-based product needed as a raw material for journalists our analytical material should be translated into a format needed by the media.” This is the issue of cooperation between an expert and communicator. To do this training and resources are required,” noted Hlib Vyshlinskyi, executive director of the Center for Economic Strategy.

A separate issue is the work of the regional media. Although the demand for them and for information on the reforms is very big, the regions often lack qualified experts whom they can address for comments. “The biggest problem is the incompetence of journalists due to the fact that they ‘stew in their own juice’. Their ordering customers are Regional State Administrations or owners rather than the audience; and this is also a problem,” noted Serhii Mamaiev, UA: First, TV-5 (Zaporizhia).

There are already some projects (RPR, UCMC, VoxConnector), which help local journalists to grow professionally and establish contacts with Kyiv experts. At the same time, most experts also need information about what is actually happening in the regions. That is why the regional media’s reports are very valuable to them. “When a journalist is working on topic of pension, healthcare, tax or especially decentralization reform, an expert opinion may contribute 20% to it. The journalist’s function weighs more heavily (…), because reality does not always correspond to what the expert says. Journalists should visit successful or unsuccessful UTCs; show the UTCs that built the road and modernized the school along with those that lose money due to decentralization; talk about successful cases of condominiums and energy efficiency as well as about successful cases of business internationalization, which is very important to Ukraine,” stressed Volodymyr Yermolenko, director of the “Internews Ukraine” European programs. A mini-grant program would allow the regional media to travel and report on what they see. According to Ihor Semyvolos, director of Middle East Studies Center, although local authorities have much information about reforms, they do not understand how to implement them. “The Kyiv experts should help people as far as possible to produce a solution rather than bring or impose this solution to them. When this happens, this solution becomes valuable to them. Then the local media may play a huge role in spreading and promoting it,” he noted.

Share

Twitter
More news on the topic