Kyiv
,

Первое поколение независимой страны. Культурная дипломатия Александры Зайцевой

«Равнодушие – основной бич украинцев. Мы зачастую живём как машины. А ведь достаточно, чтобы каждый человек вкладывал в свою работу душу (и не важно, идёт речь о продавщице в магазине или о министре в кабинете)  – и всё в Украине очень быстро изменится».

В этом уверена 20-летняя студентка высшей музыкальной школы в Нюрнберге, Александра Зайцева. Ответ «Ну что ж ты хочешь, ведь в стране нищета!» не устраивает молодую киевлянку, переехавшую в Германию два года назад: она не верит, что всё в жизни упирается в  деньги. «Воровство, коррупция, преступная халатность, всё это – результаты равнодушия, глобальной украинской проблемы, которую тяжело победить», – объясняет она.

«Откуда взялись эти чудесные дети?». Юные киевские художники рисуют Европу

Я впервые увидела Александру вместе со школьниками и учителями киевской художественной школы, во время пресс-конференции, посвященной школьной поездке по городам Западной Украины, Польши и Германии. Невысокая девушка с вьющейся гривой золотых волос, быстро преодолев волнение, свободно рассказывает об организованном ею путешествии. Несмотря на юный возраст, от Александры веет компетентностью, уверенностью в собственных силах, верой в будущее и глубоким уважением к публике и своим коллегам. В центре её рассказа – идея сотрудничества активных людей разных стран с целью европейской интеграции Украины.

В июле 2017 года 14 детей из Киевской государственной художественной средней школы-интерната им. Тараса Шевченко отправились в 12-дневное путешествие с плотной программой. Партнёрами мероприятия стали Министерство культуры Баварии, Генеральное консульство Украины в Мюнхене и украинская школа в Мюнхене. Детям предстояли экскурсии, мастер-классы, выставка собственных работ и посещение художественной галереи в Дрездене. Киевские школьники рисовали на пленэрах, привлекая внимание пораженных местных жителей и туристов: «Откуда взялись эти чудесные дети? Это правда их рисунки, или, может быть, за них рисовали взрослые? А можно это купить?»

Во время нашего разговора по окончании пресс-брифинга, участники путешествия наперебой делились впечатлениями: «Когда мы просто ходили по старинным улицам Кракова и Мюнхена, хотелось сесть и рисовать на каждом шагу!»

«Немецкие дети мыслят по-другому, у них нет таких четких норм, они активнее, свободнее, смелее чем мы. Они могут нарисовать квадратное яблоко и рассказать, какая за этим стоит идея. Нам есть чему у них научиться».

«Но и им есть что взять у нас, – уточняет Ольга Троицкая, руководитель группы. – Западная школа ещё будет возвращаться к академизму. А на сегодняшний день, нашим детям с их базой не составит труда поступить в лучшие высшие художественные школы Германии».

В последнем уверены и дети, которые по окончании школы в Киеве собираются подавать документы в вузы западных стран. А как там?

«Там у людей совсем другое отношение к своей стране, – рассказывает юная художница Евгения Журуева. – Это видно в мелочах. Они не размахивают национальными флагами, как мы, зато у них на улицах чисто и красиво. Они очень внимательны, аккуратны и по-настоящему любят свою землю».

Родители юных путешественников звонили Александре и благодарили за своих повзрослевших и вдохновлённых детей. Сама Александра уже думает о будущих проектах, в том числе – как повезёт следующую группу учеников художественной школы в Париж.

История Александры

Почему украинская студентка, получившая такую счастливую возможность учиться в Германии и не думать ни о чём, кроме собственной карьеры, решила заниматься трудоемкой организацией поездки детей в Германию? Я пригласила Александру на чашку чая и попросила рассказать о себе.

«Я родилась в Киеве, в семье музыкантов, – начала свой рассказ Александра. – Моё детство прошло на репетициях оркестра». Потому с шести лет девочке не сложно было привыкнуть к ежедневному труду в музыкальной школе. Для неё занятия скрипкой были частью обычной жизни. Когда стало ясно, что у Александры есть талант, её перевели в лучшую музыкальную школу Киева – специализированную музыкальную школу-интернат им. Н. Лысенка, куда со временем ей пришлось переехать из дома, чтобы выкроить дополнительные часы для репетиций. С 7-ого класса, Александра записалась в художественную школу: «Эти шесть часов по воскресеньям были для меня отдыхом. Рисование давалось мне очень легко».

Пока родители решали, какую из карьер, художника или музыканта, предложить своей талантливой дочери, девочка мечтала стать… президентом. Смеясь, она рассказывает, как была заводилой в классе, бессменным старостой, вечно что-то организовывала. Оранжевую революцию 2004 года на тот момент 7-летняя Александра хорошо запомнила благодаря родителям, которые готовили для демонстрантов бутерброды и переживали, следя за новостями по телевизору. А вот в Революции Достоинства 2013/14 годов 10-классница участвовала самостоятельно.

«Прямо на глазах менялось сознание, не только у меня, а вообще, у всех, – вспоминает Александра. – Стала появляться такая любовь к своей родине, такое жгучее желание что-то менять к лучшему! Через три года после Революции я вижу, какой колоссальный шаг вперед сделала Украина. Если бы украинцы знали, как много для нашей страны делает диаспора, как много делают люди в самой Украине, сколько активных общественных движений создаётся, как много талантливейших украинцев покоряют Европу… Обо всём этом надо знать, чтобы осознавать реальное развитие гражданского общества и Украины в целом».

«Я чувствовала себя предателем»: отъезд, который дался так тяжело

В 2015 году Александра закончила школу и поступила в высшую школу музыки в Нюрнберге, в класс известного музыканта, концертмейстера Венской и солиста Берлинской филармонии, Даниеля Гэде. «Мне очень не хотелось уезжать, – вспоминает девушка, – Я чувствовала себя предателем. В моей стране война, а я уезжаю».

Очень скоро Александра осознала возможности, которые дарит ей жизнь в Германии. Здесь она может поставить себя на ноги и ничто не мешает ей помогать своей стране из-за границы.  «В Киеве я должна была бы бегать с работы на работу и не смогла бы ничего больше делать», – признаёт девушка. Дополнительно к ученикам, концертной деятельности и учёбе, Александра принялась за воплощение своих идей. Она активно вошла в жизнь украинской диаспоры Нюрнберга и Мюнхена, организовывала концерты украинской музыки, помогала в проведении акций и выставок.

Первым масштабным проектом Александры стала поездка Киевского камерного хора девочек из КССМШ им. Н. Лысенко на конкурс Eterna Roma 2016 в Италию. «Мне приходилось писать по 20 писем в день! Ведь надо было позаботиться и о концертах, и о питании, и о ночлеге…» – вспоминает Александра свой первый проект. Девушка связывалась с украинскими консульствами, украинской диаспорой, стучалась в двери министерств культуры разных стран и даже писала Папе Римскому! Дополнительная сложность организации практически каждой поездки украинских музыкантов состоит в необходимости искать средства при помощи фандрайзинга. Но у Александры всё получается. Кроме участия в самом конкурсе, тогда ещё совсем неопытному менеджеру удалось организовать для хористок концерты в соборе Св. Петра в Ватикане и в украинском храме Св. Софии.

Через полгода хор отправился в Берлин на всемирный конкурс Choir Games 2017, где девочки установили абсолютный рекорд, взяв Гран-при во всех трёх категориях, в которых принимали участие. Они с ходу вывели Украину на второе место в мировом рейтинге хоров и на первое место в мире в категории духовной хоровой музыки. После конкурса девочки спели сольный концерт в знаменитом мюнхенском концертном комплексе Гастайг, окончательно покорив немецкую публику. Многие ли знают о том, что в Киеве обучается один из лучших хоров в мире? Если вы – нет, то не забудьте послушать его на престижном хоровом фестивале Europäisches Jugendchor Festival в Базеле, в мае, и в Соборе Гауди в Барселоне, в сентябре 2018 года. Эти поездки тоже организует Александра.

Сейчас в планах девушки – налаживание связей между украинскими и немецкими организациями, которые специализируются на инклюзии. «Люди с ограниченными возможностями и их близкие в Украине по большому счёту брошены на произвол судьбы, – объясняет Александра. – Необходимо менять эту ситуацию».

Что такое культурная дипломатия?

«Нередко, когда я со своими проектами захожу в высокие кабинеты, меня встречают с равнодушием, способным задушить  любой энтузиазм, – признаётся Александра, – Но мне всё же удаётся убедить собеседников в важности и реалистичности задуманного». Девушка уверена, что жители западных стран прогрессивнее украинцев из-за большей свободы мышления, которая выражается в том числе в искусстве.

Из-за своих страхов, чувства неполноценности и равнодушия украинцы зачастую просто не видят возможностей, которые у них есть, считает Александра: нужно избавляться от советского «я боюсь» и «мы такие бедные-несчастные»

Чтобы изменить ситуацию системно, Александра разработала проект «Культурная дипломатия», цель которого состоит в установлении равноправного культурного обмена между Украиной и другими европейскими странами. «Моя конечная цель – организовывать сотрудничество Украины и западных стран на поприще культуры – школ, вузов, различных институтов». – говорит Александра.  Естественно, такой проект невозможно осуществить без непосредственного участия правительства Украины. Со свойственным ей упорством, молодая девушка стучится в высшие инстанции и ни на минуту не допускает мысли о неудаче: «Все люди, на самом деле, одинаковые, каждого можно понять, до каждого достучаться. Если для этого нужно написать 1001 письмо, то я это сделаю».

Когда мы прощаемся, у меня не остается никаких сомнений в том, что именно так Александра и поступит.

Беседовала Марьяна Железняк,
руководитель немецкого направления Украинского кризисного медиа-центра

 

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

The first art generation of the independent Ukraine

Cultural diplomacy of Aleksandra Zaitseva

“Indifference is the main scourge of Ukrainians. We often live like machines. But it would be enough for everyone to just put his soul into his work, and it does not matter, whether it’s a saleswoman or a minister in the office, then everything in Ukraine would change very quickly.”

Aleksandra Zaitseva, a 20-year-old student at the Nuremberg University of Music, is sure about this. The answer “Well, what do you expect from an impoverished country!” does not suit the young woman from Kyiv who moved to Germany two years ago, because she does not believe that everything in life depends on money. “Stealing, corruption, criminal negligence – they all result from indifference, a global Ukrainian problem that is hard to overcome,” she explains.

“Where did these wonderful children come from?” – Young Kyiv artists paint Europe

I first saw Aleksandra together with schoolchildren and teachers of Kyiv Art School at a press conference devoted to a school trip to the cities of Western Ukraine, Poland, and Germany. A girl with beautiful curling golden hair quickly overcame her excitement and started talking about the trip she organized. Despite the young age, Aleksandra is competent, confident of her own strengths, believes in the future and shows deep respect for the public and her colleagues. Her story was based on the idea that active people from different countries should cooperate for European integration of Ukraine.

In July 2017, 14 children from Taras Shevchenko State Art School went on a 12-day trip with a varied program. The event was organized by the Ministry of Culture of Bavaria, the Consulate General of Ukraine and the Ukrainian school in Munich. The children were to go on excursions, attend workshops, exhibit their own works and visit the art gallery in Dresden. Kyiv schoolchildren painted in the open air, attracting the attention of local residents and tourists: “Where did these wonderful children come from? Are these really their drawings, or maybe they were drawn by adults? Can we buy them?”

During our conversation after the press briefing, the participants of the trip were eager to share their impressions: “When we just walked along the ancient streets of Krakow and Munich, we could not help but want to sit down and draw!”

“German kids think differently, they do not have such clear-cut rules, they are more active, freer, and braver than we. They can draw a square apple and explain what it means. We have a lot to learn from them.”

“But they also have something to take from us,” says Olha Troitska, head of the group. “The Western school will return to academism one day. And today, it will not be difficult for our children to enter the best art academies in Germany due to their skills and knowledge.”

The children, who are going to apply to Western universities after finishing school in Kyiv, are also sure of this. And what is the way people live there?

“People have a completely different attitude to their country there,” says young artist Yevhenia Zhuruieva, “it’s seen in small things. They do not wave national flags like we do, but their streets are clean and beautiful.  They are very attentive, neat, and they really love their land. “

Parents of young travelers called Aleksandra and thanked her for their inspired children. Aleksandra herself is already thinking about future projects, including how the next group of art school students will visit Paris.

Aleksandra’s story

Why did a Ukrainian student, who received such a happy opportunity to study in Germany and not think about anything but her own career, decided to engage in a demanding organization of a children’s trip to Germany? I invited Aleksandra for a cup of tea and asked her to tell me about herself.

“I was born in Kyiv, in a family of musicians,” Aleksandra began her story. “My childhood passed at rehearsals of the orchestra.” That’s why it was not difficult for the girl to get used to the daily work in a music school from the age of six. For her, daily violin lessons were part of her daily routine. When it became clear that Aleksandra has a talent, she was sent to the best music school in Kyiv – Kyiv Specialized Secondary Music boarding school named after M.V. Lysenko.

A bit later she had to leave home and move to the school to find additional hours for rehearsals. From the 7th grade, Aleksandra enrolled in an art school: “These six hours on Sundays were a rest to me. Drawing was very easy to me.”

While the parents were deciding which career, of an artist or a musician, to choose for their talented daughter, the girl dreamed of becoming … a president. She laughs as she remembers the times she was an instigator in her class, a permanent monitor, always organizing something. Aleksandra was seven at the time of the Orange revolution in 2004, but she remembers it well thanks to her parents, who made sandwiches for the demonstrators and worried watching the news on TV. But as to the Revolution of Dignity in 2013/14, the 10th-grade schoolgirl actively participated in it.

Right before our eyes, not only mine but everyone’s consciousness began to change,” recalls Aleksandra, “Such a love for my country began to appear, such a burning desire to change something for the better!” Three years after the Revolution, I see what a huge step forward Ukraine has made. If Ukrainians knew how much the Diaspora is doing for our country and how much has been done in Ukraine, how many active social movements are created, how many talented Ukrainians are conquering Europe … You need to be aware of this see the real development of civil society and Ukraine as a whole. “

“I felt like a traitor”:  uneasy departure

In 2015, Aleksandra graduated from school and took a place in the Nuremberg University of Music in the class of famous musician, concertmaster of the Vienna and soloist of the Berlin Philharmonics, Daniel Gade. “I really did not want to leave,” recalls the girl, “I felt like a traitor.” There was war going on in my country, and I was leaving.

Very soon she realized the opportunities life was giving her in Germany. Here she could put herself on her feet and nothing prevented her from helping her country from abroad. “In Kyiv, I had to run from work to work and could not do anything else,” said the girl. In addition to the students, concert activities and studies, Aleksandra began to implement her ideas. She actively joined the life of the Ukrainian diaspora of Nuremberg and Munich, organized concerts of Ukrainian music, helped in holding events and exhibitions.

The first large-scale project launched by Aleksandra was the trip of the Kyiv chamber choir of girls from Kyiv Specialized Secondary Music boarding school named after M.V. Lysenko to competition “Eterna Roma 2016” in Italy. “I had to write 20 letters a day, because it was necessary to arrange the concerts, food, night’s lodging, etc. …” – Aleksandra recalls her first project. The girl contacted the Ukrainian consulates, diaspora, knocked at the doors of the ministries of culture of different countries and even wrote to the Pope! The organization of almost every trip of Ukrainian musicians is also complicated by the need to seek funds through fundraising. But Aleksandra manages to do this. In addition to participation in the contest, she as a very inexperienced manager (at the moment) managed to organize concerts at the St. Peter’s Cathedral in the Vatican and Ukrainian St. Sofia’s church.

After half a year, the choir went to Berlin to the world contest Choir Games 2017, where the girls set up an absolute record, taking the Grand Prix in all three categories. They immediately brought Ukraine to the second place in the world rating of choirs and the first place in the world in the category of spiritual choral music. After the contest, the girls sang a solo concert in the famous Munich concert complex Gasteig, finally winning the German audience. How many people know that one of the best choirs in the world is studying in Kyiv? If you are not aware of this, then do not forget to listen to it at the prestigious choral festival “Europäisches Jugendchor Festival” in Basel in May and at the Gaudi Cathedral in Barcelona in September 2018. These trips are also organized by Aleksandra.

Now the girl is planning to establish links between Ukrainian and German organizations specializing in inclusion. “People with disabilities and their relatives in Ukraine, to a large extent, are left to their fate,” Aleksandra explains. “This situation must be changed.”

What is cultural diplomacy?

“Often, when I enter the top corner offices with my projects, they meet me with the indifference that can squash any enthusiasm. – admits Aleksandra, – But I still manage to convince the interlocutors of the importance and realism of my ideas.” The girl is sure that Europeans are more progressive than Ukrainians because of greater freedom of thought, which is expressed, among other things, in art.

Fears, the feeling of inferiority and indifference prevent Ukrainians from seeing the opportunities that they have, Aleksandra describes her views on the problems of Ukraine. We need to get rid of the Soviet “I’m afraid” and “poor me”.

To change the situation systemically, Aleksandra developed the project “Cultural Diplomacy” aimed at establishing an equal cultural exchange between Ukraine and other European countries. “My ultimate goal is to organize cooperation between Ukraine and Western countries in the field of culture – schools, universities, various institutions,” says Aleksandra. Naturally, such a project cannot be implemented without the direct participation of the Government of Ukraine. With her usual tenacity, the young girl knocks at the doors of the highest authorities and cannot bear the thought of failure: “All people are, in fact, the same; everyone can be understood and reached out to. If I have to write 1,001 letters for this, I will write them. “

When we exchange goodbyes, I have no doubt that this is what Aleksandra will do.

Share

Twitter
More news on the topic