Киев
,

Насколько важны факты, терминология и полнота информации: Кейс Ричбург и Питер Дикинсон о роли СМИ в освещении конфликтов

Киев, 09 июля 2018.

Средства массовой информации оказывают огромное влияние на формирование общественного мнения о текущих событиях, и, нередко, на дальнейшее развитие событий. Поэтому журналисты должны осознавать свою ответственность и тщательно соблюдать профессиональные стандарты при освещении конфликтов. На этом акцентировали Кейс Ричбург, бывший журналист The Washington Post (1990 – 2013), научный сотрудник Института политологии Гарвардского университета, лектор по международному кореспондентству в Университете Принстон (Princeton University), автор книги «За пределами Америки: встреча чернокожего человека с Африкой» и Питер Дикинсон, издатель журналов «Business Ukraine» и «Lviv Today», во время дискуссии в Украинском кризисном медиа-центре.

Кейс Ричбург напомнил примеры из новейшей истории, когда действия журналистов непосредственно способствовали эскалации конфликта (разжигание межнациональной розни во время геноцида в Руанде, текущего конфликта в Мьянме), и противоположный случай, когда СМИ сознательно решили не освещать события, чтобы не обострять ситуацию (беспорядки в Детройте, США, в 1967 году). Он привел также пример, как медиа-сообщество Южной Африки способствовало налаживанию диалога после конфликта, поддержав так называемые «Чаепитие в поддержку мира» («Peace Cafes») и выпуская материалы, в которых приводили рядом ответы представителей сторон-оппонентов на одни и те же вопросы, полученные от них в отдельных интервью. «Среди главного, что могут сделать СМИ во время конфликта – это сбор свидетельств, рассказов очевидцев о том, что происходило. Если речь идет о военных преступлениях – это должно быть задокументировано. И журналисты часто – первые, кто оказывается на месте событий», – отметил Кейс Ричбург.

Основные правила для журналистов в процессе освещения конфликта, отметил он – приоритет личной безопасности, соблюдение баланса между освещением событий и неразглашением информации, которая является военной тайной, выбор максимально взвешенной терминологии, основанной на фактах. Другой важный аспект, особенно в визуальных материалах – конкретизировать место происшествия, чтобы избежать искаженной подачи информации о ситуации в целом (как, например, – когда беспорядки или боевые действия происходят на определенной небольшой территории, в то время как остальная часть города/страны живет мирной жизнью). «Важно постоянно сохранять определенный скепсис и обращать внимание, кто предоставляет вам информацию, можете ли вы проверить, что фото настоящие, через какие-то другие источники, и так далее. В некоторых ситуациях это невероятно трудно сделать, но нельзя мгновенно подхватывать информацию […]. Мы обязаны основываться на правдивых фактах, насколько это возможно, и не вестись на терминологию, которую нам пытается навязать та или другая сторона», – отметил Кейс Ричбург.

Как пример мощного влияния СМИ на общественное мнение, Питер Дикинсон напомнил освещение российскими СМИ Революции достоинства и всех последующих событий. Тогда он работал главным редактором телеканала еврейской общины Jewish News One в Украине. В определенный момент представители еврейской общины в России начали призывать их немедленно выезжать из Украины, чтобы избежать расправы со стороны протестующих-«фашистов». «Мы были здесь, в Киеве, на Майдане в буквальном смысле слова, однако нас уверяли, что мы «не понимаем, что происходит на Майдане», потому что они «знают правду» с российского телевидения. И это не были какие-то недалекие люди – это были уважаемые представители российской еврейской общины. Но они поверили», – вспоминает он. По словам Питера Дикинсона, Украина оказалась в особенно уязвимой ситуации в первую очередь из-за того, что до 2014 года мир о ней почти ничего не знал. «Украина была неким «белым листом», и когда Россия попыталась нарисовать на этом листе свастику – им удалось, так как этому было нечего противопоставить. Россия могла утверждать что угодно, тогда как Украине оставалось говорить, что это неправда. И человеку, который выходит и говорит «Это неправда», всегда верят меньше, чем тому, кто озвучил первое утверждение», – отметил Питер Дикинсон. Вдобавок к нехватке каких-либо знаний об Украине, отмечает он, сыграли роль антиамериканские настроения определенной части западной общественности, которая, соответственно, была более склонна симпатизировать и верить России и нарративам, которые продвигали её СМИ. По мнению Питера Дикинсона, и сейчас ситуация для Украины в мировом информационном поле остается очень шаткой – как может свидетельствовать недавняя ситуация с замечанием от FIFA хорватскому футболисту за слоган «Слава Украине!» на Чемпионате мира и то, как это осветили некоторые мировые СМИ.

По мнению экспертов, мощным инструментом для противодействия пропаганде и фейковым новостям, кроме ответственной работы журналистов, является также повышение медиаграмотности граждан, и во многих странах уже разрабатывают такие программы. «Умение анализировать информацию в Интернете столь же важно, как было когда-то именно умение читать. Иногда люди могут репостить что-то в Твиттере, не просмотрев, надежный ли этот источник, какой там URL, кто люди, которые ставят «лайки» или распространяют это. Если вы видите, что сообщение подхватили какие-то расистские или фашистские сообщества – вряд ли вы захотите присоединиться», – отметил Кейс Ричбург.

«Нам нужно задуматься об обучении граждан уже с раннего возраста, как правильно потреблять информацию, потому что опыт Украины показал нам, что в данном случае речь идет не просто об альтернативной точке зрения, а о военной машине. Конфликт в Украине – яркий пример войны, где информация играет ключевую роль, аналогов которой нет в мировой истории, и это должно быть предостережением для всех. Мы все уязвимы, и Украина сейчас – в ситуации, когда она может помочь всему миру защититься самим, учась на её опыте», – отметил Питер Дикинсон.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

Why facts, terminology and objectivity matter: Keith Richburg and Peter Dickinson about the role of the media in covering conflicts

Київ, July 09, 2018.

The mass media have a very strong influence on public opinion about ongoing events, and, sometimes, can influence their further development. For this reason, journalists must be aware of the level of their responsibility and carefully comply with professional standards when covering conflicts, noted Keith Richburg, former journalist at The Washington Post (1990 – 2013), fellow at the Institute of Politics at Harvard University and a lecturer of International Reporting at Princeton University, author of “Out Of America: A Black Man Confronts Africa”, and Peter Dickinson, publisher of “Business Ukraine” and “Lviv Today” magazines, at a discussion at Ukraine Crisis Media Center.

Keith Richburg reminded examples from recent history when media directly provoked escalation of the conflict, mentioning the case of Rwanda and current situation in Myanmar, and an opposite example, when journalists decided to remain silent about the events to prevent further escalation (unrest in Detroit, USA, in 1967). He also gave an example how media community in South Africa contributed to establishing dialogue after the conflict, supporting “Peace Cafes” and publishing materials with answers of both sides to the same questions, which were collected separately in interviews. “One of the most crucial things that media can do in the midst of a conflict and afterwards is to collect evidence, eye-witnessed testimonies what really went on. If there are war crimes being committed, if there are atrocities being committed – we need to have that documented. Journalists are often the first people on the scene,” noted Keith Richburg.

According to Mr. Richburg, the main rules for the journalists covering conflicts are priority of personal security, keeping balance between covering the events and non-disclosure of information which is a military secret, and careful use of terminology. “We need to remain skeptical all the time as journalists and make sure, who is giving me this information, can I confirm that these images are real in some other way and so on. It’s very difficult to do in some situations, but we can’t be so quick to rush things in. We must stick to the truth and be as fact-based as possible, and not to get swept by using the terminology that one side or another side wants”, Mr. Richburg emphasized. One more important aspect, especially for visual content, is to provide exact information about the place where events take place in order to avoid distorted perception of the overall situation, for instance, when hostilities are taking place in a limited area, while another part of the city/country continues its normal life.

As an example of how powerful the influence of the media on public opinion may be, Mr. Dickinson recalled the situation from his own experience in early 2014, during Maidan revolution. At that time he was chief editor at Ukraine-based TV channel of the Jewish community, Jewish News One. Once they started receiving calls from Russian Jewish community and suggestions to leave Ukraine as soon as possible in order to avoid persecution by “Ukrainian fascist”, as Russian state-controlled media called Maidan protesters. “We were in Kyiv, literally on Maidan, but being told we “didn’t know what was happening on Maidan”, because on Russian TV they have the truth. And these were not stupid people, these were senior members of the Russian Jewish community, obviously educated and very experienced people. But they believed these things”, he noted. According to Mr. Dickenson, Ukraine was especially vulnerable in that situation, because it was literally unknown to the international audience. “Ukraine was essentially a “blank sheet”, and when Russia wished to draw a swastika on that sheet, they could do so, because there was nothing to counter that. Russia could say what it wanted, and that it was the task for Ukraine to say “No, that is not true”. And the person who comes and says “This is not true” is always less believed that the first person,” he noted. In addition, a part of Western society with strong anti-American opinion was more likely to sympathize and support Russia, and therefore to believe narratives promoted by its media. According to Peter Dickinson, nowadays Ukraine’s position in the international information space still remains uncertain. He mentioned as an example the recent situation with FIFA issuing a warning to Croatian football player for having shouted a slogan “Glory to Ukraine!”, and how several media covered this fact.

In experts’ opinion, media literacy is the second important tool to counter proparanda and fake news, in addition to responsible work of journalists, and many countries have already started developing these courses. “Learning how to read on the Internet is as important as reading a book used to be. People may forward something on Twitter without checking is it a legitimate news source, what’s the URL along this, who are the persons reposting it or liking it. If you know that this is reposted by a bunch of racist or facist groups, you may want not no repost that. And these are basic things you can do when you get a piece of information”, emphasized Keith Richburg.

 “We need to look at informing our general public from a very young age how they consume infromation, because the experience of Ukraine has shown us that this is not just about alternative opinion –  this is a war machine. The conflict in Ukraine is the purest information-driven war that the world has ever seen, and it should be a warning to everybody. We are all vulnerable to this, and Ukraine is now in the position where it can help the rest of the world to protect itself by learning from the problems here”, noted Peter Dickinson.

Share

Twitter
More news on the topic