Реформа системы государственных закупок лекарственных средств должна состояться в 2015 году по признанным в мире стандартам – общественность, Минздрав

Реформа системы государственных закупок лекарственных средств должна состояться в 2015 году по признанным в мире стандартам – общественность, Минздрав
03 сентября 2015.

Киев, 3 сентября 2015 года – Реформа государственных закупок в сфере здравоохранения должна в корне измениться в пользу главного выгодоприобретателя – пациента, и избавиться коррупционной составляющей. Что возможно лишь благодаря консолидации усилий всех задействованных в этот процесс сторон. Такой точки зрения пришли участники круглого стола, который состоялся в Украинском кризисном медиа-центре в рамках проекта «Украинский медиа-центр реформ».

Говоря об изменении в подходах, Игорь Перегинец, заместитель министра здравоохранения Украины, отметил, что они должны проходить с учетом успешного международного опыта. Для чего, Министерство здравоохранения Украины (МОЗ) постоянно держит в фокусе рекомендации, предоставленные экспертами Всемирной организации здравоохранения, Всемирного банка. Кроме того, при поддержке Еврокомиссии в ближайшее время с Минздравом Украины начнут сотрудничество два эксперта, с опытом реформирования, которые сконцентрируются на разработке рекомендаций по изменениям в сфере регистрации лекарственных средств и государственных закупок.

Игорь Перегинец сообщил также, что в настоящее время завершается процесс согласования двух приказов Минздрава, которые призваны частично изменить подходы в государственных закупках. Речь идет об утверждении клинических протоколов, на основании которых будет осуществляться закупка лекарственных средств в рамках национальных программ. Второй приказ охватывает сферу управления государственными запасами лекарственных средств и предусматривает проведение реального учета имеющихся запасов на местах по всей Украине и создание электронной базы, которая будет содержать актуальную информацию.

Заместитель министра здравоохранения также напомнил, что с 4,8 млрд. грн., предусмотренных в государственном бюджете на закупку лекарственных средств, закупку на 1,8 млрд. грн. осуществят международные организации. «Минздрав имеет видение изменений, которые будут иметь серьезное влияние на управление системой государственных закупок лекарственных средств. Мы стремимся формулировать предмет закупки прозрачно, с привлечением всех возможных партнеров. Изменения происходят, но все не может измениться одновременно», – отметил Игорь Перегинец.

Идея более широкого привлечения международных практик при реформировании системы государственных закупок в Украине активно поддерживается представителями общественных организаций. Концепция реформирования системы государственных закупок лекарственных средств (далее – Концепция), которую они представили во время круглого стола, предусматривает, в частности увеличение доли участия международных организациях в указанных закупках с 35% в 2015 году до 70% в 2017 году с последующей (с 2019 г.) их заменой реимбурсацией (денежной компенсацией пациенту в установленных пределах стоимости лекарств за счет государственного бюджета). “Таким образом мы фактически отводим министерству трехлетний коридор для проведения реформ: Минздрав, эксперты смогут сконцентрироваться на проведении тех или других экспериментов», – пояснил Дмитрий Шерембей, председатель правления БФ «Пациенты Украины».

Лана Синичкина, партнер юридической компании «Арцингер», комментируя составляющие проекта Концепции, отметила, что из 10 этапов, из которых состоит процесс государственных закупок лекарственных средств, половина должна быть реформирована непосредственно Минздравом. Эксперт отметила, что базовым является обновление стандартов лечения, введение обязательности применения протоколов лечения, обеспечение прозрачности как в области процедуры отбора лекарств, что должны закупаться за счет бюджета, так, собственно назначения членов органов, ответственных за отбор этих лекарств. «Но без привлечения к реальной ответственности виновных в реальных преступлениях, связанных с жизнью и здоровьем граждан, любая реформа не сработает», – уверена Лана Синичкина.

Этот тезис развил и Виталий Шабунин, председатель правления «Центра противодействия коррупции». «У нас в стране нет проблем с видением реформы или недостатков концепций. Есть проблема с желанием их воплощать. Поэтому я убежден, что будет у нас только та реформа, проводить которую Минздрав заставят общественные активисты и журналисты», – убежден эксперт.

С этой точкой зрения согласилась Ольга Богомолец, председатель комитета Верховной Рады по вопросам здравоохранения. Народный депутат также подчеркнула, что элементом реформы государственных закупок должно стать открытие реестра референтных цен и цен в референтных странах.

Поделиться в соцсетях

Twitter

Ministry of Health: Medicines public procurement reform to be held in 2015

Ministry of Health: Medicines public procurement reform to be held in 2015
September 03, 2015.

Kyiv, September 3, 2015. Reform of public procurement in the health sector has to change radically in favor of patient as a chief beneficiary. It must get rid of corruption. That is possible only by consolidating efforts of all parties involved in the process. This view was shared by all participants of the round table held at Ukraine Crisis Media Center as part of the Ukraine Reforms Communications Taskforce project.

Ihor Perehinets, Deputy Minister of Health of Ukraine, said that the change should take place on the basis of successful international experience. For this purpose, the Ministry of Health of Ukraine (MOH) takes into account recommendations made by the World Health Organization and World Bank experts. In addition, two reform experience experts will start cooperating with the MOH supported by the European Commission. They will focus on making recommendations for changes in the registration of medicines and public procurement.

Perehinets also said that the two MOH decrees, designed to change approaches to public procurement, have almost been completed. The first order refers to the clinical protocols approval. They will serve as the basis for medicines procurement through national programs. The second decree covers medicines public stocks management and suggests accounting and auditing medicines stocks throughout Ukraine and creates an electronic database that will contain the latest information.

According to Perehinets, international organizations will make purchases for 1.8 bln UAH out of the budgeted 4.8 bln UAH. “MOH has a vision of changes that will have a major impact on the medicines public procurement management. We aim at formulating the subject of procurement in a transparent manner, involving all possible partners. Changes have already started, but we cannot change everything at once,” said Perehinets.

The idea of ​​attracting the widest possible international practices in reforming public procurement system in Ukraine is actively supported by non-governmental organizations. Medicines public procurement reform suggests increasing international organizations share in these purchases from 35 percent in 2015 to 70 percent in 2017, followed (in 2019) by their reimbursement (monetary compensation to the patient within the prescribed medicines cost limits at the expense of the state budget). “In this way, the Ministry gets a three-year corridor for the reform when MOH experts can focus on certain experiments, “said Dmytro Sherembey, Head of the Patients of Ukraine Foundation.

Lana Sinichkina, partner at Arzinger law firm, commenting on the draft Concept components, stressed that the MOH must reform half out of 10 stages of medicines public procurement. The expert noted the importance of renewing treatment standards, introducing mandatory treatment protocols, ensuring transparency of medicines selection and appointing people responsible for medicines selection. “A reform can only work when there is responsibility for life and health related crimes,” said Sinichkina.

According to Vitaly Shabunin, Head of the Center for Combating Corruption, our country does not lack ideas or reform concepts. “There is a problem with desire to implement them. Therefore, I am convinced that only social activists and journalist can make the Ministry carry out the reform,” said Shabunin.

Olha Bohomolets, Head of the Verkhovna Rada Committee on Health, agreed with this point of view. She stressed that opening reference prices and reference countries prices register should be part of the public procurement reform.

Share

Twitter