С момента оккупации Крыма рейдерству подверглись более 4 тысяч больших и малых предприятий – Тарас Березовец

С момента оккупации Крыма рейдерству подверглись более 4 тысяч больших и малых предприятий – Тарас Березовец
01 октября 2015.

Киев, 1 октября 2015 года – В ближайшее время в Крыму выставят на продажу ряд объектов, которые до аннексии полуострова принадлежали Украине. 26 июня так называемый «Государственный совет» Крыма утвердил Прогнозный план приватизации имущества, находящегося в государственной собственности, на 2015 год. «Под приватизацию должны попасть 11 объектов недвижимости. Три из них – это три крупные производственные предприятия, которые находятся в Ялте, четыре – объекты незавершенного строительства в Симферополе и Евпатории, а также четыре объекта недвижимости, находящихся в Симферополе и в Ялте, в Раздольненском районе», – рассказал Тарас Березовец, идеолог проекта Free Crimea, во время дискуссии, организованной в рамках партнерства с Free Crimea, в Украинском кризисном медиа-центре. Он напомнил, что первые заявления о намерении присвоить имущество, находившееся в государственной собственности Украины – «Черноморнефтегаз», «Массандра» и детский лагерь «Артек» – самопровозглашенная власть Крыма заявила еще в марте 2014 года. По общим оценкам, с момента оккупации Крыма рейдерству подверглись более 4 тысяч больших и малых предприятий, большинство из которых – предприятия гостинично-ресторанного бизнеса.

«Основная цель этой приватизации – это пополнение доходной части бюджета средствами, полученными от продажи и отчуждения имущества, которое находится на территории аннексированного полуострова», – отметил Тарас Березовец. Оккупационные власти ожидают получить таким образом 40 млн. рублей (615 тысяч долларов), соответственно, рассчитывается, что средняя стоимость каждого объекта – 56 тысяч долларов. При этом, речь идет об огромных санаториях – «Ай Петри», «Дюльбер» в поселении Кореиз, площадь которого – более 6 тысяч га, и «Мисхор», которому принадлежит 7 км береговой линии. «Это, по сути, «золотая» земля», – отметил Тарас Березовец.

«Я считаю, что это просто попытка легализовать собственность. Они ставят такие низкие цены для того, чтобы следующий владелец был правомерным владельцем», – заявил Тарас Загородний, экономист, управляющий партнер Национальной антикризисной группы. Кроме того, добавил он, в интересах Сергея Аксенова [так называемый председатель Республики Крым – ред.] – получить эти деньги, пусть даже меньшую сумму. По мнению эксперта, крымская власть установила почти минимальную цену, поскольку снижение количества отдыхающих и риски, связанные с санкциями, делают Крым малопривлекательным для инвесторов. Санкционные ограничения, отметил эксперт, возможно обойти, скупая собственность через оффшоры, однако в этом случае инвестору придется согласиться на транзакционные издержки и учесть также «коррупционный налог». Таким образом, де-факто предложенная цена – лишь часть суммы, которую инвестору придется заплатить, и, в то же время, необходимо, чтобы такие желающие нашлись. «Цены, которые были озвучены, позволяют говорить в большей степени о раздаче, о дарении, а не приватизации», – констатировал народный депутат от ВО «Батькивщина» Игорь Луценко.

Украинские власти объявили о том, что государство в связи с конфискацией имущества в Крыму понесло убытки более чем 50 миллиардов гривен и готовит по этому поводу иск против РФ в международные суды. В то же время, отмечают эксперты, реально речь идет о гораздо больших убытках. «По разным оценкам, там должно быть цифра как минимум 100 миллиардов. Только военного имущества, по утверждениям Минобороны еще тогда, было потеряно на 20 миллиардов», – заявил Тарас Загородний. Евгения Андриюк, эксперт по международному и гуманитарному праву общественной инициативы «Крим.SOS», отметила, что в данном случае Украина имеет все шансы выиграть иск. «В Крыму применяется гуманитарное право, потому что это оккупированная территория. Если с Донбассом не совсем понятно, то с Крымом все очевидно – это международный конфликт, в котором есть две стороны, даже если оккупация не сопровождалась вооруженным сопротивлением». Она подчеркнула, что согласно нормам гуманитарного права, оккупационная власть имеет право только пользоваться имуществом, однако после завершения конфликта обязана вернуть не только имущество, но и компенсировать противоположной стороне все убытки, поэтому намерение приватизировать конфискованное в Украине имущество являются абсолютно незаконным. В то же время, добавила эксперт, Россия, скорее всего, откажется выполнять решение суда. Тарас Загородний отметил по этому поводу, что подготовка исков Украиной тормозится прежде всего по той причине, что в процессе могут раскрыться многочисленные теневые схемы, сформировавшиеся в течение последнего года. «Все происходит медленно, потому что, к сожалению, во власти осталось больше бизнесменов, чем политиков, – заявил эксперт. – Фактически эта зона используется как «черная дыра» для реэкспорта украинских товаров в РФ». По подсчетам Vox.ua, отметил Игорь Луценко, в течение последнего месяца, до начала блокады, через Крым шло 32 фуры нетто-оттока только за день, а объем экспорта в Россию через неподконтрольные Украины территории в целом, по утверждению господина Загороднего, может достигать 1 -2 миллиардов долларов.

По мнению экспертов, важно, чтобы в ближайшее время украинская власть заняла более жесткую позицию в отношении Крыма, пресекла возможность теневой торговли через оккупированную территорию и начала экономическое давление. «То, что происходит [общественная блокада полуострова – ред.], является нонсенсом, так как этими вопросами по Крыму […] должно заниматься все же государство, а не общественность, – заявил Игорь Луценко. – Чем меньше у нас довольно непрозрачных связей с агрессором, тем выше наша способность обороняться […]. Это должна быть системная политика, которая должна разрабатываться соответствующей институтом – например, СНБО».

Инфографика_приватизация

Поделиться в соцсетях

Twitter

Taras Berezovets: Since the occupation of Crimea, more than 4,000 large and small businesses have been subjected to raiding

Taras Berezovets: Since the occupation of Crimea, more than 4,000 large and small businesses have been subjected to raiding
October 01, 2015.

Kyiv, October 1, 2015. A number of objects in Crimea which belonged to Ukraine before the annexation of the peninsula will be put on sale in the near future. On June 26, the so-called Crimean State Council approved the Forecast Plan of privatizing state-owned property for 2015. “Eleven properties are subject to privatization. Three of them are large industrial enterprises in Yalta, four are unfinished constructions in Simferopol and Yalta, and four are properties located in Simferopol and Yalta, in Rozdolnensky district,” said Taras Berezovets, Free Crimea Project leader, during a discussion, organized in partnership with Free Crimea, at Ukraine Crisis Media Center. According to him, self-proclaimed Crimean authorities made their first claims to Ukrainian state-owned property, such as Chornomornaftogas, Massandra and the Artek children’s camp, in March 2014. General estimates show that, since the occupation of Crimea, more than 4,000 large and small businesses have been subjected to raiding. Most of them are hotels and restaurant businesses.
“The main goal of privatization is replenishing budget revenues from sale and disposal of property located in the annexed peninsula,” said Berezovets. Occupation authorities, therefore, expect to receive 40 mln rubles ($615,000). The average cost of each entity is $56,000. These are huge sanatoriums, like Ai Petri, Dulber in Koreiz settlement, the area of which is over 6,000 hectares, and Miskhor, which owns 7 km of coastline. “It is, in fact, a ‘golden’ land,” said Berezovets.
“I think it’s just an attempt to legalize property. They set low prices so that the next owner is a nominally legitimate one,” said Taras Zagorodniy, economist, Managing Partner of the National Anti-Crisis Group. Besides, he added, it is for the so-called head of the Republic of Crimea Sergei Aksenov’s benefit to get the money, even a lesser amount. According to the expert, the Crimean authorities set low prices as decreased number of tourists and sanctions-associated risks make Crimea unattractive to investors. Sanction limitations may be circumvented by buying property through offshore companies. But then the investor will have to agree to transaction costs and take into account a “corruption tax”. Thus, the de facto offered price is only a portion of the amount that the investor will have to pay. Another problem will be to find willing buyers. “The announced prices mean we are talking more about distribution, or gifts, rather than privatization,” stated MP from the Batkivshchyna Union Ihor Lutsenko.
The Ukrainian government announced that as a result of the forfeiture of property in Crimea, the state has suffered losses of more than 50 bln. UAH and it will bring a lawsuit against Russia to international courts. At the same time, in the experts’ opinion, it is actually a much bigger loss. “According to various estimates, there should be a minimum figure of 100 billion. According to the Defense Ministry, the loss of military equipment alone amounts to 20 billion,” said Taras Zagorodniy. Yevhenia Andrijuk, of NGO “Krym.SOS”, an expert in international and humanitarian law, noted that in this case Ukraine has all chances to win the lawsuit. “Humanitarian law is applicable in Crimea because it is an occupied territory. The situation with Donbas is not clear, whereas it is obvious with Crimea. It is an international conflict in which there are two parties, even if the occupation is not accompanied by armed resistance.” She stressed that under the rules of humanitarian law, an occupying power has the right to only use the property and after the conflict resolution not only to return the property to the opposite party, but also to compensate it for all losses. Thus an intention to privatize the property confiscated from Ukraine is absolutely illegal. At the same time, the expert added, Russia is most likely to refuse to execute any court decision. Taras Zagorodniy noted in this connection that the preparation of lawsuits by Ukraine has slowed down primarily due to the fact that the filing of claims may bring attention to the numerous shady schemes that have emerged over the last year. “Everything is slow because, unfortunately, more businessmen than politicians stay in power,” said the expert. “In fact, this area is used as a black hole for re-exporting Ukrainian goods to Russia.” Ihor Lutsenko said that according to Vox.ua estimates, during the last month before the blockade 32 trucks of net outflow passed through Crimea in a single day, while exports to Russia through the uncontrolled territories as a whole, in Mr. Zagorodniy’s opinion, can reach $ 1 -2 billion.
According to experts, it is important that the Ukrainian authorities take a tougher stance on Crimea, put an end to shady trade through the occupied territory and resort to economic pressure. “What is happening [public blockade of the peninsula – Ed.] is nonsense, because the state must deal with these Crimea issues […] rather than the public, said Ihor Lutsenko. – The less we have non-transparent relations with the aggressor, the greater our ability to defend ourselves […]. We need a systematic policy which should be developed by a relevant institution, such as the National Security and Defence Council.”

Share

Twitter