Киев
,

Единственный возможных путь к полной победе Майдана – давить на власть совместно с западными партнёрами – эксперты

Киев, 22 ноября 2016.

На сегодня большинство экспертов определяют события Евромайдана как Революцию Достоинства – революцию за демократизацию и европейский вектор развития. Абсолютное большинство считает, что Майдан победил, но цели революции были достигнуты лишь частично. Меньше всего результатов – в борьбе с системной коррупцией. Такими оказались результаты опроса фонда «Демократические инициативы» им. Илька Кучерива, проведённого 11-18 апреля среди 69 экспертов, рассказала Ирина Бекешкина, директор Фонда, открывая дискуссию в Украинском кризисном медиа-центре, посвященную 3-й годовщине Революции Достоинства.

По мнению участников дискуссии, сейчас революция фактически продолжается. «Майдан сейчас – это не люди на площади. Площадь перемещается в политику, экономику, инициативы гражданского общества и «майдан иностранных дел», – отметила Ирина Бекешкина.

#Перемога: европейский выбор, первые реформы, активизация гражданского общества

Среди достигнутых целей абсолютное большинство экспертов назвали возобновление европейского вектора и подписание Соглашения об ассоциации с ЕС, свержение режима Януковича, частичную «перезагрузку» системы власти благодаря «десанту» молодых депутатов и чиновников из гражданского общества и бизнеса и первые шаги в борьбе с топ коррупцией – создание НАПК, НАБУ, антикоррупционной прокуратуры, запуск системы электронного декларирования. «Когда западные эксперты оценивают изменения, они говорят, что таких реформ Украина ещё не видела. Но проблема заключается в том, что они закладывают институциональные изменения, но результат будет не скоро, люди его сейчас не чувствуют», – отметил Алексей Гарань, научный директор Фонда «Демократические инициативы имени Илька Кучерива», профессор политологии НаУКМА.

По мнению Алексея Гараня, среди ключевых достижений Майдана следует отметить возвращение к Конституции 2004 года: это ликвидировало возможности для построения авторитарной модели. В то же время, сейчас есть угроза борьбы центров силы друг против друга, как это было после Оранжевой революции.

В экономической сфере Украина «не дошла до определённой точки, после которой возврата уже нет, но продвинулась в эту сторону, вероятно, больше всего за эти 25 лет», отметил Павел Кухта, заместитель председателя стратегической группы советников по вопросам реформ в Украине. Согласно индексу VoxUkraine, наблюдается постоянная тенденция к позитивным изменениям, но они очень медленные. Эксперт отметил, что экономические проблемы и падение уровня жизни населения нельзя считать прямым следствием Майдана – экономические проблемы накапливались ещё с кризиса 2008-2009 годов. «Удивительно не столько то, что это произошло, как то, что мы это пережили и все не посыпалось», – констатировал он.

Наиболее положительным результатом эксперты называют активизацию гражданского общества и возникновение мощного волонтёрского движения во всех сферах, от помощи армии до экспертных волонтёрских организаций, которые вырабатывают политику реформ для различных отраслей. Правда, отметила Ирина Бекешкина, характерный для обычных украинцев патернализм до сих пор сохраняется, только с надежд на политических лидеров он трансформировался в надежду на гражданское общество.

В более широком историческом контексте, отметили Алексей Гарань и Евгений Быстрицкий, исполнительный директор Международного Фонда «Возрождение», наиболее значимым результатом стало формирование украинской политической нации.

#Зрада: борьба с системной коррупцией

Самым большим вызовом остаётся борьба с системной коррупцией. Хотя для этого уже заложены институциональные и законодательные основы, система оказывает яростное сопротивление. «Радикально бороться с коррупцией – это, во-первых, менять систему, и, во-вторых, – менять людей. Люди, конечно, не хотят идти, – констатировала Ирина Бекешкина. – Без давления, без серьёзных реакций со стороны гражданского общества и международных партнёров ничего не будет».

Во-вторых, до сих пор не привлечены к ответственности виновные в преступлениях против участников Евромайдана, не наказаны за коррупционные и другие преступления представители предыдущего режима.

Остаётся невыполненным и требование Майдана о выборах по открытым партийным спискам. По мнению Алексея Гараня, текущий состав парламента вряд ли проголосует за эти изменения.

Что дальше?

Досрочные выборы, по мнению Алексея Гараня, не улучшат ситуацию. «Общественное мнение в этом вопросе не однозначное – чуть больше выступают «против», меньше «за», – добавил эксперт. Более того, добавил он, абсолютное большинство не верит, что новая Верховная Рада будет работать лучше.

Согласно результатам опроса, большинство экспертов считают, что в краткосрочной перспективе повторения Майдана невозможно – максимум протесты по определённым вопросам. В то же время, на фоне медленных реформ и ухудшения экономической ситуации в обществе нарастают усталость и раздражение. «На самом деле это очень опасная ситуация, когда с одной стороны мы видим такие декларации, с другой стороны – такие тарифы, – подчеркнула Ирина Бекешкина. – Если нам удастся провести экономические реформы, все в нашей стране получится. Если не удастся – последствия трудно даже представить».

Единственный возможный путь к победе – давление на власть совместно с западными партнёрами

Эксперты единодушно признали, что окончательной победы Майдана возможно достичь только через постоянное давление на систему гражданского общества и западных партнёров. «Та структурация и сила гражданского общества, тот дух Майдана – они никуда не денутся. Выхода нет: или реформы будут углублены и усилены, или придётся подниматься на Майдан», – заявил Евгений Быстрицкий.

«Другого выхода, чем давить и контролировать власть, нет. […] Это путь небыстрый, противоречивый и очень болезненный, часто проще сказать «владу геть», чем лоббировать законы и искать поддержку в исполнительной власти. Но я считаю, что именно этот путь является единственно возможным в нынешней ситуации», – добавил Алексей Гарань.
По мнению Евгения Быстрицкого, основным двигателем изменений будет молодёжь из гражданского общества. «Часть пришла в парламент, часть работает волонтёрами, часть рекомендует политику реформ и лоббирует их – они должны так или иначе заменить тех, кто не способен проводить реформы. Это будущее Майдана», – отметил он.

Международный аспект

Владимир Огрызко, украинский дипломат, министр иностранных дел Украины в 2007-2009 годах, подчеркнул, что в дальнейшем поддержка западных партнёров напрямую будет зависеть от реформ. «Если в Украине не начнётся реальная борьба с коррупцией, дерегуляция экономики, реформа судебной системы и далее по списку, дипломатам нечего будет делать», – подчеркнул он.

Основная задача для Украины на международной арене – переход от реактивной внешней политики к проактивной. «Это означает, что мы должны формировать свою повестку дня, которая будет выгодна Украине. Мы должны чётко и ясно сказать нашим гарантам, что мы требуем двусторонних соглашений по безопасности и реальной, практической военной помощи. Будапештский меморандум подписывали не вторые секретари, а президенты – это документ высочайшего политического веса», – подчеркнул Владимир Огрызко.

Как большую стратегическую победу на международной арене эксперты отметили резолюцию ООН о нарушениях прав человека в Крыму, в которой употреблен термин «оккупация». Особенно важно, что её поддержали такие страны как Индия и Китай.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Київ
,

Maidan anniversary: lessons of the Revolution and future prospects – expert analysis

Київ, November 22, 2016.

The active civil society that sprung up as a result of the Revolution set basis for reforms, some are in place, yet most are still underway, which irritates Ukrainians.

As of today, most experts define events of Euromaidan as “Revolution of Dignity” – revolution for democracy and European way for the country. Most of them believe that Maidan has “won”, however, its goals have been achieved just partly, especially in rooting out corrupt schemes in the state system. These are results of a survey of 69 experts, organsied by Ilko Kucheriv Democratic Initiatives Foundation on November 11-18. The results were presented at a discussion at Ukraine Crisis Media Center.

The revolution is still going on, the experts say: nowadays Maidan continues in politics, economy, civil society initiatives and international policy, said Iryna Bekeshkina, director of by Ilko Kucheriv Democratic Initiatives Foundation.

#Victories: European choice, first reforms and activation of civil society
Among the achieved goals the experts mentioned the choice of European future, Association Agreement with the EU, defeating the Yanoukivich regime, partial “reset” of the state system by small teams of young professionals in the Parliament and in the Government who came from civil society and business. They also recon as a success the launch of anti-corruption institutions such as the National Agency for Prevention of Corruption, National Anti-Corruption Bureau of Ukraine and Anti-Corruption Prosecutor’s Office as well as the launch of e-declarations system. The Western experts say that Ukraine has never seen so profound reforms. The problem is that these reforms create an institutional basis for changes, but is will take time to make the result visible for ordinary people, said Oleksiy Haran, scientific director of the Ilko Kucheriv Democratic Initiatives Foundation, professor of Political Science at the Kyiv Mohyla Academy.

According to Oleksiy Garan, the return to the Constitution of 2004 should also be mentioned as one of key achievements: Ukraine returned to parliamentary-presidential model of state, leaving less power to the President. This eliminated possibilities for creation of authoritarian state model. However, at present there is risk of opposition between the Cabinet of Ministers, the Parliament and the President, what Ukraine has already seen after the Orange Revolution.

In economics, Ukraine “still has not achieved a point of no return, however, the progress is probably bigger than ever before during the 25 years [of independence], said Pavlo Kukhta, deputy head of strategic advisers group on reforms in Ukraine. According to VoxUkraine index, there is a constant tendency to positive changes, however, they are very slow. Pavlo Kukhta noted that economic crisis and drop in living standards cannot be considered the direct consequence of Maidan: these problems were constantly accumulating since economic crisis in 2008-2009, revolution and war were just a catalyst.

The most important positive result of Maidan is the awakening of active civil society and a powerful volunteer movement in all the sectors of public life, from supporting the Army to expert NGOs who create reforms policy for various sectors. At the same time, said Iryna Bekeshkina, paternalism is still alive. Yet now the ordinary people rely mostly on civil society, instead of politicians.

In a wider historical context, Maidan has resulted in creation of Ukrainian political nation, and this is the most important achievement, noted Oleksiy Garan and Evhen Bystritsky, executive director of Renaissance International Foundation.

#Failures: rooting out corruption
Fighting corruption throughout the state system remains the biggest challenge. Institutional and legal basis has already been created, however, the system resists fiercely. Ukraine needs to start radical fight with corruption, to change the system and the citizen’s attitude to corrupt practices. “Without strong pressure of civil society and international partners we won’t succeed,” noted Iryna Bekeshkina.

Secondly, those guilty of crimes against Maidan participants still have not been punished. Representatives of the Yanukovich regime haven’t been brought to justice for corruption and other crimes.

The demand of Maidan for parliamentary elections with open lists of political parties’ members is unfulfilled too.

What’s next?
Early parliamentary elections won’t change the situation for better, said Oleksiy Garan. Public opinion on this issue varies, most are against. Moreover, the majority don’t believe that the new Parliament would be more efficient.

According to results of the survey by Democratic Initiatives Foundation, most experts consider that one more Maidan in short-term is an unlikely perspective, there may be only smaller protests on particular issues. However, society is getting more tired and irritated because of the slow pace of reforms and economic problems. If Ukraine implements economic reforms successfully, the situation will gradually improve. If not, the consequences are hard to predict.

The only way to a complete victory is the pressure on the government
The experts unanimously agreed that the only way to achieve a complete victory of Maidan is the pressure on the government from the civil society on the one side and from the Western partners on the other. The society should give up the slogan “let’s change the government” and act through lobbying laws, looking for support in the executive power, said Oleksiy Garan.

According to Yevhen Bystrytskyi, the main actors of change will be active youth from the civil society. They are already present in the Parliament and participate in creation of the political agenda of reforms. However, the country needs more young people to participate in these changes.

International aspect
Volodymyr Ohryzko, Ukrainian diplomat, Minister of foreign affairs of Ukraine in 2007-2009, stressed that further support from the international partners directly depends on the pace of reforms. “If we don’t start real fight with corruption, deregulation of the economy, reform of judiciary and so on – diplomacy will not work,” he stressed.

The main task for Ukraine on the international level is to start proactive policy. “This means that we need to form the agenda that would give advantages to Ukraine. We need to put it very clear that we want bilateral security agreements and real, practical military support. The Budapest Memorandum was not signed by the Second Secretaries, it was signed by the Presidents. This is a document of the highest political weight”, stressed Volodymyr Ogryzko.

The experts emphasized that the UN resolution on the human rights situation in Crimea where the term “occupation” is used is a very important strategic victory. It is very important that India and China were among countries which supported it.

Share

Twitter
More news on the topic