Kyiv
,

После принятия Томоса давление российских властей на УПЦ КП в оккупированном Крыму может усилиться – Архиепископ Симферопольский и Крымский Климент

Kyiv, 09 октября 2018.

После предоставления автокефалии Украинской православной церкви давление российских властей на УПЦ КП в оккупированном Крыму может усилиться. Такое мнение высказал Архиепископ Симферопольский и Крымский Климент на пресс-брифинге в Украинском кризисном медиа-центре. «Консультации, которые я провел с московскими адвокатами, с которыми общался во время судебного процесса над Владимиром Балухом, свидетельствуют, что после принятия Томоса могут быть более жесткие действия в отношении церкви Киевского патриархата [в Крыму]», – отметил он. По его словам, до сих пор наступление на церковь со стороны российских властей частично сдерживали опасения зеркальных мер относительно УПЦ МП на материковой части Украины.

«УПЦ КП в Крыму не перерегистрирована (по российскому законодательству). Это была наша принципиальная позиция», – напомнил Архиепископ Климент.

По итогам исследования украинских правозащитников «Крым без правил. Религиозная оккупация: притеснения УПЦ КП», проведенного экспертами Украинского Хельсинского союза по правам человека, Регионально центра по правам человека и экспертной группы CHROT, российская оккупационная власть в Крыму создает условия, при которых УПЦ КП в Крыму не может продолжать свою деятельность легально, не отказавшись от проукраинской позиции.

38 из 46 приходов Украинской православной церкви Киевского патриархата на территории Крыма прекратили деятельность еще в первый год после оккупации. Многие религиозные общины и храмы прекратили деятельность в результате косвенных мер со стороны российских властей, в частности юридического давления.

«Требования, которые установила РФ для того, чтобы церковь продолжала существовать, несовместимы с этой [проукраинской] позицией: УПЦ КП не может согласиться заключить договор с Минобороны РФ, пройти перерегистрацию по российскому законодательству. С точки зрения российского законодательства, УПЦ КП даже не является юридическим лицом. Это означает, что нельзя заключить новый договор, открыть счет в банке, даже оплатить судебный сбор», – пояснил Сергей Заяц, адвокат, эксперт ОО «Региональный центр прав человека». Он напомнил, что в Крыму УПЦ КП была едва ли не единственной религиозной общиной, которая выступила с осуждением российской агрессии и призывом защищать территориальную целостность Украины.

«Россия фактически пытается ликвидировать эту церковь в Крыму. Речь идет о физическом препятствовании, запугивании священников и юридическом давлении», – отметил профессор-религиовед Александр Саган.

По меньшей мере три храма были захвачены российскими властями – в Севастополе, Симферополе и селе Перевальное. В последнем, помещения УПЦ КП передали в управление УПЦ Московского патриархата, потому что они заключили договор с российской властью относительно «помощи по патриотическому воспитанию военных». В некоторых случаях приходы прекращали деятельность из-за того, что владельцы сооружений, которые использовались для богослужений, выехали из Крыма.

 

«Сейчас у нас осталось 9 помещений, в которых мы совершаем богослужения […]. Из 25 священников, которые были в 2014 году, осталось 5. Пять выехали этим летом, после обысков в Украинском культурном центре, когда встал вопрос о присутствии на территории Крыма украинцев, которые не получили российский паспорт», – рассказал Архиепископ Климент. Часть священников возвращаются для богослужений с материковой части Украины на 1-2 дня, потом едут обратно. Постоянных прихожан в Симферополе, по его словам – 100-150 человек, в Евпатории – 30-50.

Архиепископ Климент отметил, что на сегодня управление Крымской епархии УПЦ КП ведет 4 судебных иска против РФ. «Два касаются непосредственно Министерства обороны РФ, и два – в отношении имущества в Симферополе. Отмечу, что суды принимают украинские документы и уставы», – детализировал он.

Архиепископ Климент также рассказал, что серьезно обеспокоен состоянием здоровья украинского политзаключенного Владимира Балуха по итогам последней встречи с ним. Организовать осмотр Владимира Балуха независимым врачом и консультацию по выходу из голодания не удалось. «Все было законно – под контролем адвокатов, с согласованием с руководством Симферопольского СИЗО. При осмотре Володи должен был быть адвокат. Но 5 врачей, к которым я обратился, отказались. Мотивация была такая: «у нас есть должности, мы боимся их потерять». Единственное что я мог рассказать Владимиру из собственного опыта – как священники выходят из Великого поста перед Пасхой», – рассказал Архиепископ Климент. Он отметил, что вчера был последний день, когда он мог посещать Владимир Балуха на правах общественного защитника.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

After the adoption of Tomos Russian attacks on the UOC-KP in occupied Crimea may increase – Archbishop of Simferopol and Crimea Clement

Kyiv, October 09, 2018.

Following the provision of autocephaly to the Ukrainian Orthodox Church, attacks of Russian authorities on the UOC-KP in occupied Crimea may intensify. This opinion was expressed by the Archbishop of Simferopol and Crimea Clement at a press briefing in Ukraine crisis media center. “The consultations that I have conducted with Moscow lawyers, whom I spoke to during the trial of Vladimir Baluch, prove that after the adoption of Tomos, there could be more severe actions against the Church of the Kyivan Patriarchate [in Crimea],” he said. According to him, until now attacks on the church by Russian authorities were partially constrained by the fears of mirroring measures against the UOC-MP in mainland Ukraine.

“The UOC-KP in Crimea is not re-registered (according to Russian legislation). It was our principled position,” recalled Archbishop Clement.

According to the results of the study “Crimea without rules. Religious occupation: oppression of the UOC-KP“, conducted by experts of the Ukrainian Helsinki Human Rights Union, the Regional Center for Human Rights and the expert group CHROT, Russian occupation authorities in Crimea create conditions under which the UOC-KP in Crimea cannot continue its activities legally, without abandoning its pro-Ukrainian stance.

38 of the 46 parishes of the Ukrainian Orthodox Church of the Kyivan Patriarchate in Crimea stopped operating in the first year after the occupation. Many religious communities and temples have ceased their activities as a result of indirect actions by Russian authorities, including legal pressure.

“The requirements, established by Russian Federation in order for the church to continue its activities, are incompatible with a [pro-Ukrainian] position: the UOC-KP cannot agree to sign a treaty with the Russian Ministry of Defense, to undergo re-registration under Russian legislation. From the point of view of Russian legislation, the UOC-KP is not even a legal entity. This means that you cannot enter into new agreements, open a bank account, even pay court fees,” said Serhiy Zayets, lawyer and expert of the NGO” Regional Center for Human Rights “. He reminded that in Crimea, the UOC-KP was almost the sole religious community that condemned Russian aggression and called for the defense of territorial integrity of Ukraine.

“Russia is actually trying to eliminate this church in Crimea. It is about physical impediment, intimidation of priests and legal pressure,” said professor of Ukrainian religious studies Oleksandr Sagan.

At least three churches were occupied by Russian authorities – in Sevastopol, Simferopol and the village of Perevalne. In the latter, premises of the UOC-KP were transferred to the UOC-MP, because they entered into an agreement with Russian authorities on “assistance in patriotic education of the military personnel”. In some cases, parishes stopped disbanded because the owners of the buildings that were used for worship left Crimea.

“Now we have 9 places left for worship […]. Out of 25 priests in 2014, there are now 5. Five left just this summer after searches in the Ukrainian Cultural Center, when there were questions about presence of Ukrainians, who did not receive a Russian passport on the territory of Crimea,” said Archbishop Clement. Some priests return for services from mainland Ukraine for 1-2 days, and then go back. According to him, there are 100-150 people, who can be considered permanent parishioners in Simferopol, in Evpatoria – 30-50.

Archbishop Clement noted that as of today administration of the Crimean Eparchy of the UOC-KP filed 4 lawsuits against Russian Federation. “Two deal directly with the Ministry of Defense of Russian Federation, and another two – with property in Simferopol. I will note that courts accept Ukrainian documents and statutes,” he said.

Archbishop Clement also said that he was seriously concerned about health of Ukrainian political prisoner Volodymyr Baluch after the last meeting with him. The attempt to organize a medical consultation for Volodymyr Baluch by an independent doctor and a counseling session about safely stopping the hunger strike has failed. “Everything was legal – under the control of lawyers, with the consent of authority of Simferopol prison. At the consultation Volodya was supposed to be with a lawyer. But 5 of the doctors I turned to have refused. The motivation was this: “We have jobs, we are afraid to lose them.” The only thing I could tell Volodymyr from my own experience – how priests emerge from the Great Lent before Easter, “said Archbishop Clement. He noted that yesterday was the last day, when he could attend Volodymyr Baluch as a public defender.

Share

Twitter
More news on the topic