Киев
,

Аргументами Украины против «Северного потока-2» должны быть реформа сектора, международные договоры и напоминание, что Украина является надежным партнером – эксперты

Киев, 08 июля 2017.

Чтобы предупредить появление «Северного потокаа-2», Украине стоит активнее осуществлять реформы в газовом секторе, наращивать добычу собственного газа, а в переговорах с европейскими партнерами апеллировать к условиям договоров, к которым присоединилась Украина, и подчеркивать, что Украина является надежным партнером. На этом акцентировали эксперты в ходе дискуссии «Газовые войны России: что нужно сделать Украине и ЕС, чтобы энергетическая безопасность перестала быть оружием», в Украинском кризисном медиа-центре.

Илья Заславский, эксперт Фонда «Свободная Россия», презентовал свой аналитический доклад «Газовые игры Кремля в Европе: последствия для политики». Ключевой его вывод – что «Северный поток-2» является политически мотивированным проектом, который создает серьезные вызовы для европейского законодательства и основных принципов ЕС и ставит под угрозу интересы безопасности ЕС и США; а «Газпром», хотя позиционирует себя исключительно как бизнес – инструментом Кремля для геополитических игр. «Северный поток» и «Турецкий поток-2» – это не только для обхода Украины, это также о создании новых газовых хабов на территории Европы, в Германии, возможно, в Турции […] и обход всей Центральной и Восточной Европы. Вывод для Украины – говорить, что страна меняется и становится более надежным партнером, что она и до этого была надежным партнером и не перекрывала кран ни в 2006, ни в 2009 году. И второй вывод – нужно говорить о коллективной безопасности всей Центральной и Восточной Европы, – отметил Илья Заславский. – Нужно бороться с пропагандой вокруг всех этих проектов, реально посмотреть на спрос и предложение … Любые переговоры с «Газпромом» должны начинаться с того, что в любой способ должна быть гарантирована безопасность поставок в Украину, а существующую инфраструктуру нельзя менять настолько быстро: нужно разобраться, какие это будет иметь последствия для всех – для Украины, для ЦВЕ, для потребителей в Германии, проследить весь этот денежный поток», – подчеркнул он.

Михаил Крутихин, эксперт RusEnergy, заметил, что шансы на реализацию проекта достаточно высоки: в этом заинтересованы немецкие партнеры «Газпрома», которые будут получать постоянный доход от прокачки газа, и компании, которые за его счет получат новый источник газа.

По мнению экспертов, первое, что Украина может сделать со своей стороны для противодействия проекту – стать более привлекательным и понятным партнером, выполнив обязательства в рамках Третьего энергетического пакета и других договоров. Алан Райли, профессор права, эксперт Атлантического Совета, отметил, что от Украины ожидают анбандлинг, либерализацию газового рынка, презентацию четкой «дорожной карты» действий до 2019 года, в частности, какими будут тарифы за транзит. «Если Украина предложит очень конкурентные, низкие тарифы для транспортировки российского газа, этот конкурентный тариф сделает «Северный поток-2» абсолютно нецелесообразным с экономической точки зрения», – отметил он. Алан Райли акцентировал, что на самом деле украинская ГТС и имеющиеся запасы природного газа открывают перед Украиной немало возможностей для участия в развитии открытого европейского рынка газа. Вопрос только в том, сможет ли Украина ими воспользоваться, не истощит промедление с реформами надежду и готовность западных партнеров поддерживать её.

«Для того, чтобы быть что-то противопоставлять внешне в плане политики, мы должны хорошо делать нашу «домашнюю работу». Когда мы выполним все наши обязательства по Третьему энергетическому пакету, когда мы разберемся с тем, как формируется цена в Украине, как у нас все работает – тогда мы сможем свободно говорить с потенциальными инвесторами и предлагать им заходить на функционирующий рынок, тогда мы сможем эффективно отстаивать наши интересы. […]. Параллельно с тем, мы должны продолжать диалог как с Брюсселем, так и со Штатами, общаться на площадках в Брюсселе с «Газпромом» о том, какая будет ситуация в 2019 году и использовать все доступные юридические инструменты … Только будучи прозрачными и понятными для потенциальных инвесторов для ЕС и США, мы сможем получить поддержку, на которую мы рассчитываем», – отметила Наталья Бойко, заместитель министра топлива, энергетики и угольной промышленности Украины.

«Думаю, Украине важно настаивать на том, что главная опасность для энергетической безопасности Европы – не состояние украинской ГТС, которая до сих пор прекрасно работает, несмотря на изношенность, а непредсказуемость политических решений в Кремле», – отметил Михаил Крутихин.

Михаил Гончар, президент Центра глобалистики «Стратегия ХХI», отметил, что согласно ст. 274 Соглашения об ассоциации, по таким вопросам должны проходить консультации не только Украины с Брюсселем, но и наоборот. В случае с вопросами OPAL и «Северного потока-2» это проигнорировали. «Насколько мне известно, сейчас есть предварительные договоренности о том, что такие консультации будут. Поэтому мы должны жестко ставить перед Брюсселем и Берлином вопрос: или «Северного потока-2» не должно быть – потому что он не только противоречит интересам Украины и Польши, но и ЕС в целом, в контексте Энергетического союза, но и наносит конкретный ущерб – 2 миллиарда потерянных долларов; а если реализовывать «Северный поток» совместно с Россией – тогда мы должны получить соответствующую компенсацию», – подчеркнул он.

Наталья Бойко добавила, что сейчас идет работа над изменениями в договор об Энергетическом сообществе. «Идея заключается в том, что мы туда должны внести отдельные инструменты, к которым мы потом сможем апеллировать в таких ситуациях – в отношении трансграничных коммуникаций, согласования таких стратегических вещей, в частности – относительно использования стратегической инфраструктуры», – отметила она.

По мнению Елены Павленко, президента аналитического центра DiXi Group, «точкой невозврата» в строительстве Северного потока 2 и украинской газовой реформе будет «точка входа» на восточной границе Украины. «С этого момента украинская ГТС будет считаться европейскими странами европейской ГТС, которая играет по европейским правилам, с которой можно работать по европейским законам и требовать европейской ответственности. … До этого нас ждет очень сложный путь – будет много попыток не допустить этого перехода на восточную границу. И эта работа должна идти в тесной кооперации с европейскими партнерами, поскольку она требует работы с европейскими компаниями », – отметила она. Елена Павленко отметила также, что в Европе разговора о потоке «в обход» Украина всегда активизируются после заявлений России о возможном перекрытии поставок газа через Украину. «Думаю, в течение следующих лет будет еще много попыток рассказать о том, что транзит будет остановлено, чтобы максимально привлекать внимание к своим «обходным» потокам, и нам нужно этот тезис учитывать в нашей внутренней политике и не допускать его», – отметила она.

Поделиться в соцсетях

Twitter
Больше новостей по теме

Kyiv
,

Ukraine’s response to the threat of Nord Stream 2 should be reform in gas sector, reference to international agreements and emphasis that Ukraine has always been a reliable supplier –  experts

Kyiv, July 08, 2017.

To prevent the Nord Stream 2 project, Ukraine should speed up reform in the gas sector, increase extraction of its own gas. In the negotiations with the European partners, it is important to make reference to agreements to which Ukraine is part and stress that Ukraine has always been a reliable partner as a transit country, stated experts at a discussion “Russia’s Gas Wars: what must Ukraine and the EU do to deweaponize energy security”.

Ilya Zaslavskiy, the expert of Free Russia Foundation, presented his analytical report “The Kremlin’s Gas Games in Europe: Implications for Policy Makers”. The key conclusion is that Nord Stream 2 is a politically motivated project that presents a major challenge to European law and EU principles and jeopardizes the security interests of the United States and its EU allies; while “Gazprom”, despite statements that it pursues only business interests, is Kremlin’s tool for geopolitical games. “The purpose of Nord Stream 2 and Turkish Stream projects is not only to build a pipeline bypassing Ukraine but also to create new gas hubs in Europe, in Germany, perhaps in Turkey […] and bypass Central and Eastern Europe as well. In this situation, Ukraine should emphasize that it undergoes transformations and becomes a more reliable partner, that it has always been a reliable partner and that Ukraine bottlenecked the pipeline neither in 2006, nor in 2009. Secondly, we must emphasize implications for collective security in Central and Eastern Europe. We must respond to propaganda related to all these projects to see what are real supply & demand … And all negotiations with “Gazprom” must start from the point that we must anyway guarantee safe gas supply to Ukraine, and that we cannot change the existing infrastructure so quickly: we must clarify what implications will be for Ukraine, for CEE countries, for German consumers, and how this flow of costs moves”, Zaslavskiy stressed.

Mikhail Krutikhin, RusEnergy expert, says that Nord Stream 2 is very likely to be put in practice: it is an advantage for German partners of “Gazprom”, because it will insure constant income from gas transportation, and other German companies – as an additional diversified source.

According to experts, the first thing that Ukraine can do to prevent “green light” to the project is to become more attractive and transparent partner, implementing its commitments under the Third Energy Package and other agreements. These are unbundling, liberalization of the gas market according to European rules, presentation of the “roadmap” until 2019 and transit fees issue, reminded Alan Riley, Professor of Law, Atlantic Council Expert. “Ukraine offering very competitive low transit fees which will allow Russian gas to cross Ukraine, a competitive rate which will make the Nord Stream 2 completely economically redundant – that is what you should do”, he noted. Alan Riley emphasized that in fact Ukraine’s gas storage and gas transit system and its own gas resources offer rather good opportunities for the country to participate in the development of the open European gas market. The only question is whether Ukraine will manage to seize these opportunities, or the slow pace of reforms will exhaust hope and good will of western partners to support Ukraine.

There is a complete understanding of this state of things, says Natalia Boyko, Deputy Minister of Energy, Fuel and Coal industry of Ukraine. “In order to be able to oppose it [the Nord Stream 2] on the international level, we must do our ‘homework’. When we implement all our commitments under Third Energy Package, when we have clear pricing and clear understanding how all this works in Ukraine, then we will be able to negotiate with potential investors and offer them our market, then we will be able to protect our interests. […] Meanwhile, we must continue our dialogue with Brussels and the US, negotiate with Gazprom about what we are going to have in 2019 and use the available legal toolkit… Only when Ukraine will become transparent and understandable for potential investors, for EU and the US, then we can receive the support we hope for,” she commented.

“I guess Ukraine should emphasize that the main threat to European energy security is not the state of Ukrainian transit system – it is old, but it functions perfectly – but the unpredictability of political decisions in Kremlin,” noted Mikhail Krutikhin. Olena Pavlenko, president of the DiXi Group analytical center, pointed to the fact that discussions about a pipeline bypassing Ukraine always reemerge after Russia’s statements about a possible stop of gas transmission via Ukraine.

Mykhailo Honchar, President of the Center for Global Studies “Strategy XXI”, drew attention to the fact that according to Art. 274 of EU-Ukraine Association Agreement both Ukraine and Brussels must hold consultations on such issues. In the case of OPAL and Nord Stream 2 that did not happen. “As far as I’m concerned, now there are preliminary agreements that there will be such consultations. And we must take a very decisive stand in our negotiations with Brussels and Berlin: there must be no ‘green light’ to Nord Stream 2, because it contradicts the interests not only of Ukraine and Poland but the whole EU, in the context of Energy Union; moreover, it would result in losses for Ukraine up to $2 billion. And if they will decide to implement the project together with Russia, then Ukraine must receive compensation for these losses,” Honchar stressed.

Natalia Boyko added that the agreement on the Energy Union is going to be amended soon and Ukraine should suggest including new tools into the agreement, such as commitment to hold consultations about transfrontier communications and use of strategic infrastructure.

A “point of no return” for prospects of Nord Stream 2 and Ukraine’s gas sector reform will be the shift of entry point to Ukraine’s eastern border, says Olena Pavlenko. “Since that time, Ukraine’s transit system will be regarded as European transit system working according to European rules, which has to comply with European laws and can be held responsible for that. … There is still a very difficult way to go – there will be many attempts to prevent the shift of entry point to the eastern border. We have to do this work in close cooperation with European partners because it requires negotiations with European companies,” Pavlenko said.

Share

Twitter
More news on the topic